В исcледовании отмечается, что среднее число российских проектов в портфелях инвесторов из России не меняется уже третий год и составляет около 60%.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что российских инвесторов за рубежом вообще не ждут. Основная причина неудач – негативное восприятие российского капитала в целом.
Исключительно в западные проекты стали инвестировать почти в два раза меньше участников: примерно 13% против 22% в 2016 году. Если в прошлом году почти половина инвесторов увеличили число стран, в которых они сделали инвестиции (48%), то в 2017 году этот показатель снизился до 36%. Несмотря на это, более половины инвесторов (58%) рассматривают в качестве наиболее привлекательной страны для вложения денег США, 42% — страны ЕС, 40% — Израиль.
По словам управляющего партнера Flint Capital Дмитрия Смирнова, западным партнерам проще не иметь дело с российскими инвесторами, чем разбираться в том, кто прав, а кто виноват. Директор Russia Partners Advisers Александр Лупачев отмечает, что российским инвесторам предлагают проекты не первого и даже не второго, а третьего и четвертого эшелона.
Однако в этом году, по мнению Алексея Соловьева, венчурный рынок нашел свою точку равновесия во всех трех направлениях — фандрайзинг, инвестирование и выходы: нет ни завышенных ожиданий, ни эйфории, ни пессимизма. После трех лет «застоя» активность в фандрайзинге увеличилась: 87% опрошенных привлекали деньги в свои фонды в текущем году, что заметно превышает данные предыдущего года (60%), и 89% собираются это делать в следующем.
Как и в прошлом году, в фонды стало приходить больше проектов. Это подтвердили 47% опрошенных. А вот показатели качества проектов и сговорчивость их основателей заметно снизились. У 78% инвесторов доля проектов, получивших инвестиции, либо не изменилась, либо увеличилась. Объем инвестиций вырос в 2017 году у 34% игроков, что совпадает с показателями прогноза прошлого года (35%). В исследовании отмечается, что отсутствие значимых расхождений говорит о том, что инвесторы просчитывают планы и поддерживают приемлемый для них темп инвестирования. Увеличивать объемы инвестиций планируют лишь 38% опрошенных, сократить – 38%.
В 2018 году 89% респондентов намерены привлекать новые деньги, уповая на высокообеспеченных частных лиц (хайнетов). По мнению участников исследования, рост внимания хайнетов к венчурным инвестициям подогревается упавшим уровнем доходности и ликвидности других инвестиционных инструментов и растущим интересом общества к современным IT-технологиям. На втором месте — бывшие и действующие предприниматели, работающие в IT-сфере, на третьем — российские частные компании, включая банки.
Один из самых болезненных вопросов для инвесторов — это выход из стартапов. Основной барьер — отсутствие рыночной конкуренции между конечными покупателями, стратегами, отмечают респонденты: «По сути, кроме «Яндекса», Mail.Ru Group и Сбербанка, стартапы покупать некому». По словам участников исследования, в стране также усиливается роль госденег, что является следствием «компенсирующей функции государства в условиях отсутствия частных денег последние три года».
Инвесторы также надеются, что в России, наконец, появится полноценный фонд фондов, который будет работать на весь рынок. При этом они убеждены, что государство не должно все делать за рынок и «вмешиваться в рыночные механизмы».