14 Февраля 2018 / Статьи

Как бизнесу принимать платежи с мобильных устройств: обзор сервисов  

Автор: Максим Козенко
Как бизнесу принимать платежи с мобильных устройств: обзор сервисов
Технический директор компании Fondy Максим Козенко составил для Firrma обзор сервисов, которые дают возможность принимать платежи при помощи мобильных устройств.

К 2022 году объём рынка мобильных платежей, осуществляемых за год по всему миру, превысит $3,4 млрд. В 2016 году объём рынка мобильных платежей в России составлял 42 млрд рублей, сообщает компания InPlat.

Мобильные платежи, которые подразумевают оплату с помощью смартфонов, развивались благодаря разработкам крупных брендов: Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay, Mi Pay. И Россия уже сейчас обгоняет Европу по количеству подключенных к системе Apple Pay банков и платежных систем. Уже к следующему году количество пользователей, предпочитающих оплачивать покупки через NFC, составит более 166 млн человек во всём мире.

Представитель «Альфа-Банка» Жанна Каплун рассказала, что в России терминалы с NFC встречаются чаще, чем в США. Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay используют для относительно небольших ситуативных покупок, которые люди делают, например, по пути на работу или учебу на регулярной основе: кофе, оплата транспорта.

Но мобильные устройства позволяют не только платить, но и принимать платежи. Например, используя технологию NFC.

Способы приёма платежей через мобильные устройства

На российском рынке представлены 2 распространённых способа приёма мобильных платежей: mPOS и мобильное приложение.

mPOS 

mPOS (mobile Point Of Sale) – подключенный к смартфону или планшету платежный терминал. Для работы терминал присоединяется к устройству через 3,5 мм mini-jack, USB-порт или с помощью Bluetooth. На смартфон или планшет продавец загружает приложение, которое взаимодействует с платёжным терминалом.

Для оплаты продавец выставляет сумму в приложении, после чего проводит карту клиента через платежный терминал. Покупатель подтверждает платёж через электронную подпись или с помощью SMS-уведомления, которое приходит на телефон. Кассовый чек приложение формирует автоматически и отправляет на электронную почту или мобильное устройство через SMS.

Стоимость ридера у компании Grotem: от 30 тысяч рублей. При этом компания предоставляет только оборудование, а условия по комиссиям обсуждаются с подключаемым банком. Менеджеры Grotem уточнили, что сейчас компания сотрудничает с «Альфа-банком» и ориентирует клиентов на их тарифы по эквайрингу: 2,5–2,75%, но не менее 3,5 рублей. 

mPOS также можно найти у сервиса «Яндекс.Касса», где устройство обойдётся в 4,6 тысяч рублей. Комиссия у «Яндекса» — 3,5% за транзакции. У компании Ascod стоимость оборудования составляет 13 тысяч рублей.

Компания Рay-me предлагает mPOS за 8,9 тысяч рублей. При сумме транзакций за предыдущие 3 месяца менее 299 999,99 рублей комиссия за платёж составляет 2,75% от всех платёжных операций, но не менее 10 рублей плюс 0,9% за транзакцию. Комиссия может быть снижена до 2,25% при сумме платёжных операций более 3 млн рублей за последние 3 месяца. Комиссия пересматривается автоматически 1 числа каждого месяца. Изменение комисси происходит в течение 10 дней.

Life-pay предоставляет готовое рабочее место кассира: mPOS, планшет с установленной мобильной программой, фискальный чековый принтер. Предприниматели могут купить терминал по цене от 7,99 тысяч рублей или взять в аренду. Дополнительно придётся заплатить комиссию от 2 до 2,5% за транзакцию в зависимости от оборота.

За терминал компания 2can просит 7,99 тысяч рублей. И также в зависимости от оборота предприниматели выплачивают от 1,8 до 2,5% комиссии за платёжные операции.

Преимущества:
– личный кабинет для бизнеса, где в режиме реального времени отражаются все безналичные транзакции;
– работает с большинством современных смартфонов и планшетов.

Ограничения:
– стоимость терминалов от 4,6 тысяч рублей;
– лимит на проведение платежей у большинства mPOS;
– необходимость использования двух устройств: смартфона и мобильного терминала.

Мобильное приложение 

При приеме платежей через приложение продавец считывает данные банковской карты через NFC-приёмник или камеру мобильного устройства. При этом компании не нужно приобретать дополнительный торговый терминал. 

Если покупатель расплачивается через мобильную платежную систему, то на экране своего мобильного устройства с NFC он должен подтвердить сделку через TouchID или FaceID. Примеры решений для приема платежей через мобильные устройства: Fondy Merchant PortalSmart CardReaderMerchant App и My Business Mobile

Приложение, которое установлено на мобильном устройстве продавца, генерирует счет на оплату. Приложение Fondy Merchant Portal автоматически генерирует и отчёт о поступлении денежных средств. Продавец может выбрать срок для отчёта и получить его в наглядном виде с помощью таблиц и графиков. 

Разработка Smart CardReader позволяет распознать данные банковских карт для последующей передачи в приложения для оплаты. Приложение не является самостоятельным банковским инструментом, но может помочь предпринимателям выставлять счета через мобильные приложения, когда клиент приходит с картой другого банка, а продавец может считать платежные данные и выставить счёт со своего мобильного устройства. Например, функция выставления счёта с другой банковской карты есть в приложении банка «Тинькофф»

Американский сервис Merchant App, в отличие от представленных выше решений для российского рынка, не поддерживает NFC-технологию. C помощью камеры Merchant App распознает данные банковской карты: номер, имя и фамилию владельца, срок действия. Этих данных достаточно для выставления счета на оплату. Такие приложения позволяют превратить смартфон или планшет в полноценный платёжный терминал. Приложение формирует чек автоматически в электронном виде и отправляет, например, на электронную почту покупателя, которую он указал в настройках своего мобильного приложения.

Мобильные приложения берут комиссию за проведение транзакций. В случае Fondy она составляет до 3%, My Business Mobile пока представляет собой пилотный проект и его разработчики сообщают лишь о возможных платежах для поддержки административной инфраструктуры, не вдаваясь в подробности этих расходов.

Преимущества:
– отсутствие необходимости в дополнительных устройствах для приёма платежа;
– личный кабинет для просмотра статистики платежей;
– работа с Android и iOS.

Ограничения:
– комиссия от 2,9%.

Как бизнес будет принимать платежи

65% работников американского ритейла признаются, что использование mPOS упрощает их работу. 28% отметили, что с помощью мобильных терминалов увеличили количество покупок. К 2023 году, по оценке компании «Global Market Insights», объем рынка mPOS-терминалов достигнет $103,52 млрд и 79% торговых точек будут ими оснащены.

Мобильные приложения не отстают по популярности от терминалов. В 2015 году приложения электронной коммерции и розничной торговли показали не менее 17,5 сеансов в месяц, став наиболее популярными в России. Решения, которые превращают мобильное устройство в платежный терминал свидетельствую о новом этапе мобильной централизации. Технологии уже сделали из смартфонов, планшетов и носимых девайсов платежные инструменты, и постепенно трансформируют их в устройства для приема платежей. 

Продавцу достаточно иметь смартфон или планшет со встроенной технологией NFC, и он может принять платеж в любой точке, где есть интернет. Более того, NFC-модуль можно встроить не только в телефон, планшет или носимый гаджет, но и вживить его под кожу или выполнить в виде татуировки. Поэтому если продавец уже сейчас может обойтись без дополнительного оборудования в виде терминалов, то покупатель может и вовсе отказаться от карт, и даже и от устройств с платежным функционалом.

Комментарии