25 Февраля 2013 / Статьи

Gruzobzor: первым делом грузовозы 

Загир Рашитов Автор / Загир Рашитов
Загир Рашитов - соонователь и СЕО Gruzobzor.ru.
Gruzobzor: первым делом грузовозы
Gruzobzor.ru – транспортная биржа, на которой участники, – заказчики грузоперевозок и исполнители, – могут обмениваться заявками на перевозку грузов и организовывать сопутствующий документооборот в электронном виде. Сооснователь и гендиректор Gruzobzor.ru Загир Рашитов рассказал, почему, чтобы правильно развивать онлайн-сервис перевозок, ему понадобилось купить свой собственный грузовой автомобиль.

Из рекламы к перевозкам

Изначально я работал в сфере рекламы. Родители моей девушки занимались грузоперевозками, и мне время от времени приходилось искать работу для их грузовой машины. Изучал специализированные сайты, ругался, что они дурацкие и неудобные. На тот момент в интернете были продвинутые доски объявлений, на которых транспортные и производственные компании размещали свои заявки. Дальше их находили дальнобойщики, их жены и дети, либо другие логисты и брались за исполнение. Участникам рынка не хватало разных сервисов – уведомлений, рассылок, такие технологии в этой области не применялись. Захотелось сделать что-то другое с иным набором инструментов. Я обсуждал идею с друзьями и близкими, нашел единомышленников, которые, как и я, рискнули своими сбережениями и помогли создать бета-версию Gruzobzor.ru. В штате моего рекламного агентства были дизайнеры, программист, правда, о юзабилити никто из нас тогда не ведал. Сейчас я понимаю, что удобство – это краеугольный камень нашего сервиса, прежде всего, потому что наша аудитория – это люди за 40, а то и за 50, которым важна простота восприятия информации. Итак, мы запустили бета-версию, добавили поисковики, и народ потихонечку начал регистрироваться. На тот момент мы занимались «Грузобзором» параллельно с основой работой.

Сервис

Мы работаем на три группы. Первая – производственные предприятия, которым нужно что-то перевезти. Вот у вас свой молочный завод, и вам нужно каждый день отгружать четыре машины с молочной продукцией и везти свой товар из Москвы в Уфу. Если у предприятия нет своих машин, оно обращается в разные транспортные компании. Вторая группа – сами перевозчики: дальнобойщики, либо логисты транспортных компаний. Третья – просто транспортные компании: автодиспетчеры либо экспедиторы, у которых, с одной стороны, есть завод, а с другой – 20 машин, которых нужно загружать работой. Всем этим группам нужны удобные инструменты. Участники рынка грузоперевозок зачастую не имеют доступа к решениям по автоматизации их деятельности или считают их дорогими. Функционал нашего сервиса позволяет размещать заявку на перевозку груза или информацию о свободном транспорте. Все заявки в реальном времени появляются на сайте – контент никак не модерируется. Вокруг этих объявлений строятся сервисы, вроде первичного расчета расстояний с калькулятором расчета топлива, которые дают некое приблизительное представление о стоимости услуги.

Где искать дальнобойщиков

Первые клиенты, которые к нам заходили и регистрировались, были найдены в кафешках, даже смешно. Я много ездил по России и всегда с полным багажником визиток. Заезжал на трассе куда-нибудь на обед, где собираются дальнобойщики, знакомился, рассказывал о сервисе. Сомнения, сможем ли мы набрать пользователей, были, ждал подтверждения от рынка. На тот момент заявок было мало. Ходили по рынку, разговаривали с диспетчерами, предприятиями. В области грузоперевозок все делается по старинке: диспетчеры общаются с логистами по телефону, до сих пор пользуются факсом, не зная, что такое электронный документооборот. Мы же стремимся потихоньку все это перевести в онлайн. Когда зарегистрировалась первая тысяча пользователей, помню, как мы сидели с моим партнером Ратмиром Ахметовым и решили, что проект заслуживает больше внимания. Когда увидел десятитысячную регистрацию, решил посвятить стартапу все свое время и заниматься только его развитием. Сейчас число зарегистрированных в сервисе пользователей превышает 37 тыс. человек из России, стран СНГ и Восточной Европы.

Свой грузовик – персональный консультант по рынку

Кто-то продает рецепты, а кто-то сам печет пирожки, и только потом продает рецепты. Я убежден, что если ты представляешь какой-то сервис, нужно самому быть его пользователем. Иначе ты как инструктор по плаванию, который учит плавать, сидя на берегу.

Осенью 2011 года мы приняли решение купить свою грузовую машину. Под залог всего, чего только можно, взяли кредит. В начале за грузовой машиной я хотел полететь в Германию, но вместе с таможенными пошлинами это оказалось невыгодно. Недельные поиски по Питеру завершились успехом, и в конечном счете машина там и была куплена.

А дальше начались приключения, которые даже отвлекали от онлайна: то машина сломается, то водителя по дороге ограбят, то на предприятии забастовки, и машину не разгружают, то по дороге ломается холодильник, и товар замерзает или портится. Но прорваться получается, только когда ничего не боишься. Сегодня автомобиль в порядке, ездит по России. Меняем партнеров, знакомимся с новыми игроками, узнаем курьезы. Кто-то спрашивает, зачем мы его купили, но по телефону никогда не узнаешь, как работает предприятие изнутри. Машина – наш инструмент для понимания рынка изнутри, постоянный консультант по рынку.

Стартаперская тусовка

У меня возникло желание собрать тех, кто занимается стартапами, и мы провели первое мероприятие совместно со StartupPoint в Уфе в 2011 году. Уже летом 2012 года в Уфу приехали ребята из казанского ИТ-парка. Мы стали победителями «StartupSabantuy!» в региональном туре, и нас позвали на обучающую программу в Набережные Челны. С нами работали эксперты: мы нашли подтверждение многим своим гипотезам и систематизировали наши знания. На Investor Demo Day в Казанском ИТ-парке мы презентовали наш проект, в том числе, инвесторам, Надеясь лишь стать резидентами ИТ-парка в городе Набережные Челны. Познакомились с командой Сергея Белоусова, потихонечку завязалось общение. Стали резидентами ИТ-парка в Челнах, переехали туда всей командой. Были участниками IDCEE в Киеве, финалистами Web-Ready и получили поддержку от Республики Татарстан. Зимой этого года получили венчурные инвестиции и экспертную поддержку от Runa Capital. Нам нравится подход и команда фонда, на нашем этапе развития это идеальный партнер. Теперь, когда мы нашли инвестора, мы перестали ходить на стартаперские тусовки и конкурсы и максимально фокусируемся на продукте и развитии компании.

Бизнес-модель: платная подписка

В мире более 500 тысяч пользователей пользуется услугами транспортных бирж. Они генерируют порядка $330 млн. в год, так что мы выходим на подготовленный рынок, но со своим взглядом. Перевезти диван по городу – это несколько другой сегмент. Мы строим b2b-площадку. Основной функционал – размещение заявок на перевозку. Эта услуга всегда была и будет бесплатной. Часть расширенных функций – платная, по подписке. Компаниям, которые часто пользуются нашим сервисом и зарабатывают на нем, мы предлагаем профессиональные инструменты, которые помогут им проще и эффективнее работать. Полностью перейти на электронный документооборот в России еще очень сложно – ЭЦП только развивается. Мы делаем максимально самонастраиваемую систему, которая регулируется и адаптируется с помощью пользователей.

Самое сложное в грузоперевозках

На мой взгляд, рынок очень тормозит – не считая наших «веселых» дорог – уровень автоматизации предприятий, уровень внедрения информационных технологий. Зачастую компании не имеют нормального управленческого учета, ведут дела по старинке. Это создает барьеры при интеграции с другими сервисами и системами. Главный вызов – это работа с нашей аудиторией. Это люди неискушенные, они пишут нам «не могу зарегистрироваться», а когда интересуешься, помнят ли свой логин и пароль, спрашивают, что такое логин. Мы для них в том числе и образовательный ресурс.

Конкуренты

Мы наблюдаем новых игроков на рынке почти каждый месяц, кто-то держится месяц, кто-то год. Конкуренция всегда хорошо сказывается на качестве услуг для конечного потребителя. Сильная компания – «Автотрансинфо» – база объявлений по грузам и машинам с платным доступом. У нас разные бизнес-модели – они создают информацию и на ней зарабатывают, мы стремимся создавать сервис, который несет ценность и без большого объема информации, – тот же документооборот или управленческий учет.

Планы

Сегодня мы планируем закрепиться на российском рынке, после –выходить на Запад, который, кстати, сам начал на нас выходить. У нас очень много зарубежных регистраций – из Турции, Восточной Европы, СНГ. Мы стремимся стать единым окном в сфере грузоперевозок, которое позволит комфортно работать между странами.

О компании

Совокупные инвестиции в компанию, по собственным данным, составляют около $1 млн. Известен один инвестор сервиса – Runa Capital (читайте подробнее http://firrma.ru/data/news/1057/?sphrase_id=1561).