24 Апреля 2013 / Статьи

SEO: 5 наиболее распространённых иллюзий заказчиков 

Данила Шмелев Автор / Данила Шмелев
Данила Шмелёв – генеральный директор компании «ВебЭффектор».
SEO: 5 наиболее распространённых иллюзий заказчиков

Заказчики, конечно, имеют полное право ошибаться. Но в наших интересах – интересах исполнителя – быть готовым к этим заблуждениям и ошибкам. Я решил выделить ТОП самых часто встречающихся в моей практике иллюзий клиентов.

Моя твоя не понимать

Распространена ситуация, когда исполнитель знает, что заказчик ошибается, но всё равно делает то, о чём его просят: мол, зачем ввязываться в энергозатратные споры? Хозяин – барин, чего его душенька хочет, то и будет. Чаще всего за таким «сервисом» скрывается непрофессионализм и обычное равнодушие.

Рынок знает и другие истории, когда впечатляющей душевности SEO-мастера (обычно это фрилансеры) искренне хотят вывести проект клиента в ТОП. Они моментально включаются в работу, не спят ночами, тратят личные деньги, чтобы не затягивать запуск проектов из-за бюрократической волокиты. И что мы видим? Молодые, полные энтузиазма фрилансеры остаются ни с чем. Потому что клиент, не понимающий специфику SEO, понятия не имеет, как истолковать действия исполнителя, и считает логику его шагов бессмысленной. Выхода два: либо долго и нудно объяснять заказчику причины каждого своего действия, либо стараться предугадать его желания.

А предугадать можно, ведь иллюзии заказчиков одни на всех, и повторяются они из кейса в кейс. Опытные исполнители не пытаются с ними бороться, а подстраиваются и играют по главному правилу бизнеса: клиент должен быть счастливым. Больше клиент никому ничего не должен. И уж тем более ему не нужно всецело погружаться в процесс работы специалиста.

В плену сладостного

1. Заказчик верит, что места в поисковых системах он может купить за деньги, которые отдаст своему подрядчику. Это не так! Можно купить не места, а услуги, способные обеспечить места. Под услугами подразумевается тщательная работа над сайтом: хорошее контентное наполнение, оптимизация под большое количество запросов, создание постоянной качественной ссылочной массы. Не будет всего этого – ТОПа тоже не случится.

2. Заказчик не понимает, что задача поисковика – давать пользователям в первых результатах выдачи наиболее релевантный ответ на запрос, а вовсе не осуществлять продажу товаров или услуг некой компании. Отсюда вытекает задача исполнителя: обеспечить соответствие сайта требованиям поисковых машин по множеству параметров, то есть сделать сайт наиболее релевантным запросам потенциальных клиентов этой компании.

3. Заказчик уверен, что подрядчик обладает суперноу-хау, и сайт попадёт в ТОП через две недели за счет некой фантастической технологии. Ни у «ВебЭффектора», ни у SEO-агентств, ни у фрилансеров нет секретных методов работы. Методы – одни, инструменты и подходы – разные.

В таких представлениях нет ничего удивительного. Ведь клиенты редко серьезно занимаются своим образованием по теме SEO. Как следствие, им неизвестны базовые принципы продвижения, и они испытывают ложные ожидания. По этой же причине они не могут оценить качество выполнения работ исполнителя.

4. У более-менее продвинутых заказчиков, всё-таки пожелавших погрузиться в тему, свои иллюзии. Например, они верят, что покупки ссылок (как вечных, так и арендованных) достаточно для попадания любого сайта по любому запросу в ТОП. И при этом они не осознают важности для поисковой системы качества и возраста самого сайта, его оптимизации и только затем – внешних факторов.

5. У заказчика несколько устаревшее представление о том, что такое продвижение и как сегодня нужно продвигать сайты. Даже когда он серьёзно решает окунуться в сферу, читает соответствующие книги и темы форумов, он всё равно не улавливает нюансы и представляет продвижение в искажённом и несовременном виде.

Ю кен гет сатисфекшн!

Пара слов для тех, кто читает этот материал как заказчик, а не исполнитель.

Как я уже говорил, клиент имеет полное право заблуждаться и требовать комфортного исполнения задачи согласно своим внутренним ощущениям. Если платит. Потому что привычка экономить приводит чаще к тому, что заказчик вместо сотрудничества с опытными специалистами попадает в лапы «школоты». Кроме того, хорошая оплата вполне уместна, если в условиях договора названы конкретные сроки вывода сайта заказчика в ТОП. Кстати, договор с оплатой по факту – это самый чёткий показатель грамотных бизнес-отношений для заказчика. На каких условиях договариваться: с гарантией трафика в обозначенном объёме, определённого количества звонков (лидов) или же попадания сайта в ТОП по ключевым словам – клиент волен выбирать сам. Все остальные схемы сотрудничества, исключающие ответственность исполнителя за результат до оплаты, – либо обман, либо непрофессиональный подход. А ведь клиент, желающий комфорта, не за этим обращается к «продвиженцам».

Само желание максимально комфортного исполнения задачи и есть ключевой момент успешных бизнес-отношений. Те исполнители, которые ещё не усвоили этот урок, строчат в интернете гневные посты о ловушках со стороны заказчиков и призывают последних образумиться. Вторые же – опытные, мудрые – исполнители превращают умение работать с клиентом (читай: учитывать все его ожидания, заблуждения и иллюзии) в своё мощное конкурентное преимущество.