20 Августа 2013 / Статьи

Что несет стартапам и инвесторам Jumpstart Our Business Startups Act? 

Инна Ефимчик Автор / Инна Ефимчик
Инна Ефимчик – партнер White Summers Caffee & James LLP (США).
Что несет стартапам и инвесторам Jumpstart Our Business Startups Act?

Чего ожидать стартапам от изменений в законодательстве США, устраняющих запрет на публичное предложение акций частных компаний? Объясняет наш новый автор, специалист по структурированию и осуществлению корпоративных сделок в соответствии с законодательством США Инна Ефимчик.

В апреле 2012 Конгресс принял долгожданный JOBS Act (Jumpstart Our Business Startups Act), который предписывал Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) подготовить нормативные документы, устраняющие запрет на публичное предложение о продаже акций частных компаний и публичную рекламу предложений о размещении ценных бумаг, полагаясь на Норму 506, при условии, что (1) продажи ограничены кругом аккредитованных инвесторов и (2) эмитент предпринимает разумные шаги, чтобы удостовериться, что все покупатели ценных бумаг являются аккредитованными инвесторами.

10 июля 2013, спустя более чем год, SEC наконец-то выпустила окончательный свод правил, которые обеспечат выполнение JOBS Act.

Обзор законодательства о ценных бумагах. В соответствии с нынешними федеральными законами о ценных бумагах компании, находящиеся в процессе привлечения капитала путём продажи ценных бумаг, должны либо зарегистрировать предложение об их продаже в SEC, либо осуществить привлечение капитала частным образом, полагаясь на одно из освобождений от регистрации. Норма 506 (Rule 506) Правила D[1] это наиболее широко используемый способ освобождения от регистрации. В предложении о продаже, подпадающем под исключение, согласно Норме 506, эмитент может привлекать неограниченный объём капитала от неограниченного количества «аккредитованных инвесторов» и вплоть до 35 неаккредитованных инвесторов.

«Аккредитованные инвесторы» (Accredited investors), как указано в Норме 501 Правила D, это физические лица, отвечающие минимальным критериям их дохода и чистой стоимости их активов, либо некоторые учреждения, такие как трасты, корпорации, либо благотворительные организации, отвечающие минимальным критериям стоимости их активов. Лицо может считаться «аккредитованным инвестором» если он или она имеет либо (а) личную чистую стоимость или совместную чистую стоимость вместе с супругом, превышающую $1 млн., в момент покупки, исключая стоимость (и любые связанные долговые обязательства) их основного места проживания; либо (б) личный доход, превышающий $200 тыс. на протяжении каждого из последних двух лет или общий совместных доход вместе с супругом/супругой, превышающий $300 тыс. на протяжении таких лет, и обоснованные ожидания такого же дохода в текущем году.

Общие изменения Нормы 506. Окончательные нормы, утверждённые SEC, вносят изменения в Норму 506 с целью позволить эмитентам использовать публичное предложение и рекламу о продаже своих ценных бумаг, при условии что (а) эмитент предпринимает благоразумные шаги для того, чтобы удостовериться, что инвесторы являются «аккредитованными инвесторами»; и (б) все покупатели ценных бумаг соответствуют критериям «аккредитованных инвесторов» или же эмитент обоснованно уверен, что инвесторы таковыми являются в момент продажи ценных бумаг. Иными словами, нет никаких ограничений по поводу того, кому эмитент может предлагать (через рекламу или напрямую общей рассылкой), но эмитент имеет ограничения по поводу того, кому разрешено покупать его ценные бумаги, если публичное предложение или публичная реклама применяются в качестве средства привлечения капитала. Тем не менее, эмитенты, осуществляющие предложение о продаже в рамках Нормы 506 без использования публичного предложения или публичной рекламы, могут продолжать осуществлять предложения о продаже ценных бумаг в той же манере, в какой они действовали ранее, и не подпадают под действие этой новой нормы о верификации (контроле).

Изменения в подаче Формы D. До того как новые правила вступили в силу, эмитент, продающий ценные бумаги, используя Норму 506, должен был подавать Форму D (Form D) не позднее чем через 15 календарных дней после первой продажи своих ценных бумаг. По новым правилам, эмитенты, намеревающиеся использовать публичное предложение о продаже в рамках Нормы 506, должны будут подавать Форму D (а) минимум за 15 календарных дней до начала публичного предложения и еще раз (б) не позднее 30 дней после завершения действия предложения, дабы уточнить информацию, содержащуюся в Форме D и указать, что срок действия предложения уже истёк.

Сама Форма D также расширяется, чтобы включить следующую дополнительную информацию:

· Идентификация web-сайта эмитента;

· Более полная информация об эмитенте;

· Ценные бумаги, предлагаемые к продаже;

· Типы инвесторов в предложении;

· Использование выручки, полученной в рамках предложения о продаже;

· Информация об используемых типах публичного предложения; и

· Методы, используемые для проверки наличия у инвесторов статуса «аккредитованных».

Материалы, используемые в предложении о продаже. По новым правилам как часть процесса мониторинга со стороны SEC эмитенты должны будут подавать в SEC в письменном виде через их сайт материалы, используемые в публичном предложении о продаже. Материалы, поданные таким способом, не будут доступны широкой публике.

Проверка статуса аккредитованного инвестора. Окончательные правила предусматривают неисключительный список методов, которые могут быть использованы эмитентами для удовлетворения требования о верификации «аккредитованности» инвесторов. Например, эмитент может ознакомиться с копиями любой налоговой формы, отражающей доходы покупателя, и получить письменное заявление о том, что покупатель с высокой долей вероятности продолжит получать необходимый доход в текущем году. Эмитент также может получить письменное заявление от зарегистрированного брокера-дилера; зарегистрированного в SEC инвестиционного советника; лицензированного адвоката; или сертифицированного бухгалтера, что эмитент предпринял разумные шаги для удостоверения аккредитованного статуса покупателя.

Дисквалификация за ненадлежащее исполнение. Ограничение в новых правилах гласит, что эмитент не может полагаться на освобождение от регистрации по Норме 506, если для такового эмитента или иного другого лица, подпадающего под Норму, имело место «дисквалифицирующее событие». Лица, подпадающие под Норму, включают в себя директоров и определённых должностных лиц, бенефициарных владельцев, владеющих не менее чем 20% акций, промоутеров и лиц, получающих вознаграждение за представление проекта инвесторам. «Дисквалифицирующим событием» может стать уголовный приговор в связи с покупкой или продажей ценных бумаг, подачей фальшивых документов в SEC или вытекающие из поведения определённых типов финансовых посредников, в течение 10 лет до даты продажи ценных бумаг, или некоторые другие неправомерные поступки, связанные с ценными бумагами и торговыми рынками. Однако существует освобождение от дисквалификации в том случае, если эмитент сможет доказать, что он не знал и, при наличии должной осмотрительности, не мог знать о том, что в предложении участвовало лицо, подпадающее под Норму и имевшее «дисквалифицирующее событие».

Дисквалификация за несвоевременную подачу данных. Эмитент не сможет воспользоваться освобождением от регистрации по Норме 506 в новом предложении, если таковой эмитент своевременно не подал Форму D в предыдущем предложении. Такая дисквалификация будет продолжаться в течение года, начиная с момента, когда Форма D будет подана в соответствии с требованиями.

Влияние изменений на стартапы

Целью JOBS Act было облегчить для компаний поиск инвесторов и, соответственно, привлечение капитала. Можно ли сказать, что правила, принятые SEC, в точности отражают намерения законодателей, улучшая опыт компаний в привлечении капитала? Только время сможет дать нам определённый ответ, но конечный успех этого закона будет напрямую зависеть от следующих факторов:

Востребованность среди инвесторов: существует ли в действительности достаточно большое количество «аккредитованных инвесторов», которые инвестировали бы (чаще и больше, чем они это делают сейчас), получив лучший доступ к пайплайну частных предложений;

Долговечность: даже при наличии первоначального всплеска инвестиций, сделанных новыми аккредитованными инвесторами, не «выветрятся» ли новизна и эмоциональное возбуждение, особенно после того как изначальный оптимизм инвесторов столкнётся с суровой реальностью инвестирования в стартапы.

Неаккредитованные инвесторы: не станет ли присущий новым правилам принцип «или/или», запрещающий компаниям использовать публичное предложение совместно с другими способами привлечения капитала, потенциально для неаккредитованных инвесторов, препятствием, которое помешает компаниям получить максимальную выгоду от этих новых правил?

Трудности соответствия: не будут ли мешать широкому распространению публичного предложения о продаже в качестве способа привлечения капитала требования к дополнительной подаче информации (например, расширенная Форма D, предоставление SEC рекламных материалов), законы штата о ценных бумагах, а также бремя, возложенное на компании в связи с необходимостью подтверждать наличие у инвесторов статуса «аккредитованных инвесторов» на пару с дисквалификацией от использования льготы при несвоевременной подаче информации?

Публичность: не будет ли публичное раскрытие информации в рамках рекламных материалов и связанная с этим потеря преимущества режима «невидимки» оказывать расхолаживающий эффект на компании ранней стадии?

Участие опытных, искушённых инвесторов: будут ли опытные инвесторы, такие как венчурные капиталисты и супер-ангелы, принимать участие, или же наоборот воздержатся от участия в качестве инвесторов в размещениях с использованием открытого предложения о продаже?

Раунды финансирования на более поздних стадиях: будут ли успешные стартапы, находящиеся на более поздних стадиях развития, рассматривать это как привлекательную альтернативу дополнительным раундам привлечения венчурного капитала или институциональных инвестиций?

Новые инвестиционные инструменты и цели: позволит ли доступ к различным типам инвесторов (в отличие от типичных игроков рынка) привлекать капитал ранее «нефинансируемым» компаниям – например, компаниям типа LLC, имеющим солидный доход, но не имеющим возможности для экзита, и т.д.

Более высокая оценка бизнеса: не станет ли усиление конкуренции для компаний, выделяющихся в процессе открытого поиска средств, причиной, стимулирующей оценку компаний, так что это станет более предпочтительным способом привлечения капитала даже для компаний, имеющих доступ к деньгам венчурных капиталистов.

Краудфандинг: будет ли успех таких краудфандинговых платформ, как Kickstarter и Indiegogo, повторён в более крупных масштабах в сочетании с инвестициями в акционерный капитал?

Изменения в правила вступают в законную силу 23 сентября 2013 (через 60 дней после публикации в Федеральном Реестре).

Удачи вам в создании компаний!

Перевод: Alexander Shevchenko, alex.humancloud@gmail.com

Англоязычный вариант статьи здесь.



[1] Regulation D - правило Комиссии по ценным бумагам и биржам, касающееся частного инвестирования средств и ограничения количества инвесторов-партнеров с ограниченной ответственностью 

А также: