15 Октября 2013 / Статьи

Hippflow: где мои 18 лет? 

Катерина Романенко Автор / Катерина Романенко
Катерина Романенко – блогер, communications manager в Dream Industries.
Hippflow: где мои 18 лет?

Проект Hipflow создан ни много ни мало для того, чтобы изменить механизм общения между стартаперами и инвесторами. Его создатель, восемнадцатилетний Кирилл Чеканов, считает, что пора найти замену устаревшим механизмам взаимодействия и справиться с информационной перегрузкой.

Всё началось с того, что друг предложил тогда ещё четырнадцатилетнему Кириллу сходить на Startup Weekend. Видимо, бацилла предпринимательства витала там в воздухе: Кирилл захотел что-то сделать сам. Первое время он искал среди знакомых сотрудников для интернет-компаний, получая за это небольшую комиссию. Потом появилась идея сделать какой-то онлайн-проект.

Кирилл исходил из того, что у него уже есть связи в стартап-индустрии, а значит, выходить сюда будет проще. К тому же специфика отрасли уже стала ему близка, и он пришёл к выводу, что традиционный метод общения, e-mail, неудобен и неэффективен в сражении с большим количеством информации. Так появился Hippflow.

Идея проекта заключается в том, чтобы предоставить стартаперам и инвесторам платформу для обмена информацией, которая удобно систематизирована и красиво представлена. Стартаперам всё равно нужно как-то рассказывать, как идут дела, а инвесторам надо получать эту информацию, рассуждает Кирилл. Почему бы не делать это через специальный сервис, который создан именно для общения на определённую тему?

Информационные потоки систематизированы горизонтально и вертикально. Горизонтально – это история развития проекта с основными достижениями, результатами и значимыми событиями. Вертикальные оси – тематические, здесь можно посмотреть, что происходит с разработкой, финансами, командой.

Предполагается, что подобный сервис будет особенно удобен бизнес-инкубаторам: поток проектов у них большой, они часто меняются, все их нужно отслеживать. Большое количество информации сложно отслеживать, поэтому им также нужен удобный интерфейс. Кроме того, утверждает Кирилл, менеджеры инкубатора часто не заинтересованы в финансовом успехе стартапа, так как не имеют в нём доли – а значит, не будут непрерывно напоминать своим резидентам о своевременных отчётах.

Именно на инкубаторах идею и начали проверять. Проблем с поиском команды не было – благодаря предыдущему опыту в бизнесе. Разработку прототипа начали в зимой 2013 года. Параллельно (используя старые добрые личные встречи и скайп-коллы) выясняли потребности инкубаторов. С самого начала Кирилл старался делать акцент не только на функционале, но и на дизайне и удобстве использования. По ходу разработки команда старалась постоянно получать обратную связь от инкубаторов. Так появилась бета-версия.

На этом этапе Hippflow определился с интерфейсом и с тем, какой именно информацией смогут делиться стартапы. Параллельно, в конце зимы, Кирилл начал искать деньги на дальнейшее развитие проекта. О проекте начали писать. В мае была представлена новая версия сервиса, уже с учётом накопленных предложений. К тому моменту партнёрами Hippflow стали уже 8 инкубаторов из Америки, Польши, Китая и Канады.

После нескольких публикаций на Кирилла вышел управляющий партнёр одного из российских фондов. В июне 2013 года стало известно, что проект привлёк раунд при оценке в $1 млн. Кирилл говорит, что вообще-то не планировал сотрудничать с российскими инвесторами, но предложение было хорошим и договориться о деталях удалось быстро, так что он не стал отказываться. Название фонда и точная сумма не разглашаются, и даже вилку предполагаемых инвестиций называют весьма широкую – от $100 до $500 тысяч долларов. Чеканов считает, что называть сумму не надо никогда, и придерживается этого принципа в общении с инвесторами, чтобы не продешевить. Сейчас в системе зарегистрировано 100 стартапов и около полутысячи пользователей. За ближайшие пару месяцев, за счёт привлечения новых партнёров-инкубаторов, планируется увеличить эти числа раза в два.

Проблему привлечения пользователей Hippflow решает сверху – через инкубаторы. Кирилл считает, что это и проще (инкубаторы более заинтересованы в систематизации информации), и эффективнее – инкубаторы могут сразу использовать сервис как стандарт взаимодействия. В идеале их резиденты привыкают делиться информацией через специальный сервис и в дальнейшем, когда нужно рассказать о себе кому-то ещё, вместо длинных писем и презентаций просто дадут ссылку на свой профиль. Сервис позволит сократить время на отчёты и хранить всю информацию в одном месте в удобном для использования виде.

В июле Hippflow прогремел во всех техноблогах, включая Techcrunch – команда разработала приложение для Google Glass, предположительно, первое в России. Без доступа к самим очкам удалось создать приложение, которое будет раз в час выводить на стёкла очков обновления статусов стартапов, за которыми владелец устройства следит на Hippflow. Кирилл считает, что инновационный девайс как нельзя лучше подходит к парадигме изменения формата общения и внедрения принципиально новой концепции взаимосдействия стартапа и инвестора. Кроме того, неожиданный ход должен помочь проекту выйти на нужную аудиторию и привлечь лидеров мнений, которые уже начали тестировать супер-очки.

Впрочем, более привычное iOS-приложение тоже планируется – точнее, даже три. Чеканов считает, что разным категориям пользователей нужен разный функционал, соединять который в одном приложении значит усложнить его – а это будет противоречить концепции проекта. Поэтому у стартаперов и у инкубаторов будут разные приложения, которые позволят, соответственно, публиковать информацию и отслеживать её. Ещё одно приложение предназначено для простых пользователей, в число которых войдут, например, менторы, а также все заинтересованные – оно предназначено для отслеживания информации с ограниченными правами доступа.

Сейчас Hippflow сфокусирован на американском и европейском рынках. Во-первых, зарубежная инфраструктура более развита, и потребность в сервисе, который поможет организовать обмен информацией, больше. Во-вторых, как считает Кирилл, в России культура заимствованная, а значит, если сервис получит распространение за рубежом – со временем придёт и сюда. Проблема же, которую сервис решает, общая для всех рынков, специфика может быть только в деталях.

Сейчас, по словам Кирилла, продукт уже сформировался, и теперь его задача развивать удобство использования сервиса и совершенствовать дизайн. Hippflow уже умеет подтягивать данные из Google Analytics, в ближайших планах настройка экспорта из Basecamp и некоторые другие новые функции. В частности, совсем скоро можно будет настраивать уровни доступа к информации – разные для сотрудников, инвесторов, менторов и публичного доступа. Но в целом заметных изменений в функционале пока не планируется. Зато команда готова сосредоточиться на поиске новых партнёров силами двух продажников, один из которых работает с американским рынком, а второй с европейским.

У Кирилла есть и идеи по монетизации сервиса. Во-первых, планируется добавить систему рекомендаций – например, рекомендовать ищущие сотрудников стартапы и соискателей друг другу. Во-вторых, у стартапов будет возможность зарегистрироваться в качестве сервис-провайдеров и рекламировать свои услуги другим стартапам. Таким образом они решат сразу две ключевые проблемы: проверят свою гипотезу и найдут первых клиентов. А значит, считает Кирилл, готовы будут заплатить.

Несмотря на огромную занятость в проекте, отказываться от высшего образования Чеканов пока не готов и в сентябре начал учебный год студентом экономического факультета Высшей школы экономики. До сих пор возраст, по словам Кирилла, никаких проблем не создавал, да и учёба в школе не очень мешала. «Когда получалось, назначал встречи на вторую половину дня, - улыбается он. – Когда не получалось, ну что ж, прогуливал уроки. Родители, правда, не особо про это в курсе».

Пока непонятно, удастся ли Кириллу убедить инвесторов поменять привычный формат работы со стартапами. Но такие попытки всегда заслуживают больше уважения, чем проекты, построенные по привычным моделям. И, конечно, восемнадцатилетний предприниматель, чей сервис предлагал тестировать Роберт Скобл – воплощение стартаперской мечты. Остались детали.