20 Ноября 2013 / Статьи

Вьетнамская кухня 

Ян Дмитриевский Автор / Ян Дмитриевский
Постоянный автор Firrma.
Вьетнамская кухня

Продолжаем серию статей про бизнес в Юго-Восточной Азии. Сегодня у нас в гостях Айгерим Жангозина - бывшая сотрудница поисковик Wada.vn (Ашманов и партнеры). Айгерим участвовала в запуске сервиса во Вьетнаме и отвечала за отладку процессов внутри компании. Интервью получилось интересным и познавательным, особенно для тех, кто хочет работать в этом регионе.

Расскажите, пожалуйста, о своем опыте/бэкграунде. Чем вы занимались до того, как поехать во Вьетнам?

По образованию я инженер-системотехник, финансист и управляющий бизнесом. У меня довольно разнообразный опыт работы в разных отраслях и позициях: почти три года в ИТ – преподавателем и программистом в банке, несколько лет в банковской сфере как риск-менеджер по операционным и кредитным рискам, финансовым аналитиком по оценке инвестиционных проектов, а потом финансовым директором в девелоперской компании. Затем был собственный бизнес в управленческом консалтинге. А потом Вьетнам!

Вы два года работали в Wada.vn. Как туда попали? Почему ушли?

До этого проекта я уже имела опыт работы во Вьетнаме на казахстанскую инвестиционную компанию, которая является одним из инвесторов WADA. Мои бывшие коллеги порекомендовали меня топ-менеджерам «Ашманов и Партнеры», которые после собеседования одобрили мою кандидатуру.

Мой уход из проекта связан с завершением главной задачи «запуска стартапа», на которую меня, собственно, и нанимали, а именно: создание корпоративной культуры с учетом разницы менталитетов российских и вьетнамских сотрудников, выстраивание внутренних бизнес-процессов «с нуля», от разработки внутренних документов до отбора персонала. Правда, на деле пришлось заниматься вообще «всем», и операционной деятельностью, разработкой продуктов и развитием бизнеса, маркетингом и внешним пиаром, включая выступления на конференциях. Что вполне нормально для стартапа и необычайно интересно для такого «мультизадачного» менеджера, как я.

Как вы пришли к тому, чтобы уехать во Вьетнам, а не, например, в Европу?

Я бы назвала это «счастливое стечение обстоятельств», или «рука судьбы»: получилось совершенно случайно, я даже никогда не была в «этой» азиатской стороне. К тому же мне довелось немного пожить в Европе во время обучения на MBA, но я там чувствовала себя неуютно.

Как во Вьетнаме в бытовом плане? Дорогой ли интернет, не слишком ли сильно мешает жара, сколько стоит снимать приличное жилье и офис и т.п.?

Иностранцы, живущие во Вьетнаме, порой имеют совершенно противоложные мнения об удобности жизни в бытовом плане. Как сказал один мой друг, Вьетнам или нравится, или нет, другого не дано. Но, как правило, всем нравится, особенно в плане еды.

Интернет здесь, наверно, один из самых дешевых в мире, особенно мобильный (местные операторы предлагают пакеты за 2-3 доллара в месяц!), да и бесплатный wi-fi в любой маленькой кафешке. Климат на юге, в городе Хошимин, тропический, но влажность невысокая, всё-таки море не рядом. На севере в Ханое – все четыре сезона, как полагается, зимой там иногда сыровато и прохладно аж до +10 +15. Цены на аренду, конечно, дешевле, чем в наших странах. Стоимость зависит от уровня «хотелок»: в Хошимине средняя квартира с двумя спальнями от 70 кв.м. в благоустроенном для иностранцев районе стоит $500-600, но можно найти и за $300-400. Ставки на аренду офисов тоже сильно варьируются, зависит от района, состояния и условий. Я бы назвала средней ценой $15 за кв.м. за приличный офис в центре.

Английского вполне хватает для общения и решения повседневных бытовых забот. Но пара-тройка десятков вьетнамских слов/фраз сильно облегчит жизнь, при этом их может хватить на несколько лет проживания.

Российских стартапов во Вьетнаме совсем немного. Много ли россиян вообще? Есть какое-то «землячество», русский клуб например, мероприятия какие-то?

Россиян-то как раз много во Вьетнаме, другое дело, что большинство работает либо в нефтяной отрасли либо в туризме. «Землячество» присутствует, есть клуб русскоговорящих в Хошимине, который периодически организовывает различные встречи, в Ханое есть русский культурный центр. Да и благодаря социальным сетям довольно легко найти новых русских и/или русскоговорящих друзей.

Чем ведение бизнеса в Азии отличается от других стран? Какие есть интересные моменты, традиции? На что стоит в первую очередь обратить внимание?

За всю Азию отвечать не буду, в каждой азиатской стране свои особенности менталитета и ведения бизнеса, несмотря на такие общие для азиатов моменты, как «бизнес через связи», четкая иерархия в отношениях внутри компании – что в принципе знакомо для россиян.

В силу известных исторических событий, Вьетнам, конечно, особенный, что, кстати, только на руку российским предпринимателеям, ведь экономические и культурные связи между странами все еще сильны.

В первую очередь я бы советовала внимательно отнестись к вопросам традиций и разности менталитетов, это может сильно облегчить жизнь в дальнейшем – как в бытовом, так и (особенно!) в плане ведения бизнеса, особенно стартапов. Впрочем, и во вторую и остальные очереди, ибо успех стартапа сильно зависит от команды, то есть людей и уровня взаимопонимания между ними.

Быть вежливым и «сохранить лицо» для вьетнамцев – исключительно важно, это неотъемлемая часть культуры, которая, как правило, не всегда корректно воспринимается иностранцами. А особенно жителям стран СНГ, которые путают вежливость и доброжелательность с искренностью и честностью. Для стартапов это может быть критичным пунктом, когда в рабочем процессе просто жизненно необходима конструктивная критика.

К тому же, процесс завоевания доверия со стороны вьетнамцев может занять много времени и усилий, что для россиян, предпочитающих вести бизнес на доверии, бывает нелегкой задачей. А уж в стартапах это совсем критично.

Также в контексте стартапной индустрии я бы отметила не только недостаток профессиональных кадров (вполне характерный для развивающейся страны), но в особенности недостаток людей с мышлением, подходящим для стартапов. Как правило, это должен быть предпринимательский склад мышления, но такие люди уже занимаются своим личным бизнесом и довольно успешно. Или запускают свой стартап.

Кстати, во Вьетнаме вообще довольно распространен бизнес «на стороне», чаще всего мелкий семейный. К тому же типичная азиатская финансовая поддержка со стороны семьи позволяет им не держаться за рабочее место, если что-то не устраивает. Из-за этого тут высокая текучка кадров.

Вопросы касательно персонала – поиска, отбора, мотивации и удержания – вообще самые животрепещущие в условиях развивающегося рынка, а для стартапов в сфере ИТ они могут стать источником постоянной головной боли. Построение команды в стартапе – это ежедневный труд над отношениями, похлеще, чем в браке. А технари, как правило, «проваливают» социально-психологические задачи в силу особенностей мышления. Пока вас в команде несколько программистов – найти общий язык будет не так сложно. Но как только проект начнет разрастаться разнородными функциями и, как следствие, людьми, нужно быть готовым к менеджерской роли. Я бы советовала в команду любого стартапа брать профессионального опытного эйчара с опытом работы в мультикультурной компании, который поможет сберечь и нервные клетки, и деньги, и команду.

Помимо этого, в стране, где копируются не только модные бренды, но и самые «свежие» и/или успешные стартапы Кремниевой Долины, вопрос защиты интеллектуальной собственности может встать очень остро, особенно если вы владеете уникальными технологиями. При этом подписать с местными сотрудниками соглашение о запрете на работу на конкурентов не получится, ибо по вьетнамскому законодательству нет таких ограничений.

Из интересных моментов я бы отметила следующее: вьетнамцы – чрезвычайно трудолюбивые, хотя со стороны может показаться обратное. «Фишка» в мотивации, «на чужого дядю» здесь в разы менее мотивированно работают, чем в наших странах, опять же в силу того, что у нас доля малого бизнеса чрезвычайно низкая, а здесь люди привыкли надеяться только на себя в течение нескольких поколений.

И они очень умные. Особенно в ИТ-отрасли (большинство талантливых программистов учились в лучших технических университетах Европы, Америки и России).

Просто дайте им почувствовать их значимость и роль в проекте, в моральном и финансовом аспектах.

Еще один интересный момент: в страну вернулось очень много вьетнамцев из-за рубежа – с отличным образованием, опытом и деньгами. Кроме того, в стране давно и успешно пускают корни иностранцы. Поэтому на рынке стартапов скоро будет очень «горячо».

Чем выгодно работать в этом регионе? Какие есть недостатки? Что мешает?

Несколько лет назад, преодолев рубеж «бедной» страны (по данным Всемирного Банка), Вьетнам стремительно набирает обороты. В соседстве со всякого рода соседними «азиатскими тиграми» Вьетнам – это «поднимающийся дракон».

Вьетнам – страна с самой большой долей молодого (в возрасте 15-40 лет) населения в регионе, с достаточно диверсифицированной по отраслям, с ростом среднего класса, с дешевым и реально доступным интернетом, быстро проникающим даже в горные районы страны, где только пользователей мобильного интернета около 10 млн. человек (при этом доля выхода в интернет с мобильного телефона приближается к десктопному).

То есть здесь наступает самая перспективная для стартапов пора.

Из недостатков, вернее, потенциально трудных моментов я бы снова назвала культурные различия, которые влияют не только на способность управлять стартапом, но что более важно – на способность устанавливать партнерства и связи, на которых и держится здесь бизнес.

А в целом страна давно открыта для иностранных инвестиций, и к иностранцам тут очень уважительное отношение.

Помогает ли Вьетнам ИТ-компаниям? Есть ли госпрограммы поддержки, инкубаторы и т.п.?

Несмотря на скромный государственный бюджет, Вьетнам шаг за шагом развивает высокотехнологичные отрасли: выделяются деньги, созданы технопарки, инкубаторы. Конечно, стартапная инфраструктура пока слабее развита, чем в соседних Таиланде или Малайзии, но в ускорении процессов играет роль географическая близость стран-соседей. Также влияет давнее присутствие в стране японского и южнокорейского бизнеса, которые, конечно же, не упускают такой лакомый кусочек.

Какие важные тренды для стартапов, венчурного бизнеса и для ИТ в целом вы бы отметили?

Конечно, проекты в сфере мобильного интернета – самый важный тренд во Вьетнаме. Также e-commerce, online learning. Ну, игры само собой.

10. Поскольку вы работаете на разных рынках, хотелось бы узнать, что, на ваш взгляд мешает российским стартапам развиваться на этом рынке? Есть ли какие-то фундаментальные проблемы?

Из фундаментальных я бы назвала «точки входа» на рынок в плане развития бизнеса, или попросту «связи». Вы можете иметь крутую идею, талантливую команду, но без связей в деловых кругах и особенно в регуляторных органах развивать бизнес будет нелегко.

В остальном не вижу серьезных препятствий для российских стартапов, было бы желание.