12 Августа 2014 / Статьи

Lean startup & Customer development – от модной идеи до реального бизнес-инструмента 

Дмитрий Масленников Автор / Дмитрий Масленников
Дмитрий Масленников – сооснователь и управляющий партнер акселератора MetaBeta.
Lean startup & Customer development – от модной идеи до реального бизнес-инструмента

Сооснователь и управляющий партнер акселератора MetaBeta Дмитрий Масленников объясняет, почему принципы lean живее всех живых.

Несколько лет назад, когда передовые западные методики только начали пересекать океан через переведенные на коленках книги Стива Бланка «4 шага к озарению», еще никто не предполагал, что это может превратиться в единственную научную методологию создания успешных стартапов, которую будут преподавать в бизнес-школах, тренингах и использовать в акселерационных программах.

Но все произошло именно так. Когда весной 2013 года мы готовили первую акселерационную программу для «Яндекс Толстой Кемп», то первыми на свой страх и риск положили в основу методологию Стива Бланка и Эрика Риса – как единственную, обеспечивающую и сопровождающую поэтапный процесс развития стартапа от идеи до масштабирования. С самой первой программы этот подход доказал свою эффективность и вот уже третий акселератор проводится на ее базе, а новые акселераторы, в том числе и ФРИИ, также взяли ее за основу.

Поначалу простые идеи, подробно описанные в книгах, не вызывают вау-эффекта, потому что звучат как логичные, само собой разумеющиеся вещи, которые просто надо взять и сделать в своем проекте. Но на деле все оказывается иначе – когда предприниматель забывает о снобском подходе и выключает внутреннего всезнайку, он окунается в мир гипотез, метрик и фактов, а не идей, иллюзий и самообмана.

Вот основные принципы Lean startup & Customer development, которые мы стараемся донести до каждого предпринимателя:

1. Любой стартап состоит из гипотез (клиента, проблемы, решения, масштаба и ценности), а успешный стартап из проверенных и подтвержденных гипотез.

2. Большинство стартапов погибло не потому, что у них был плохой продукт, а потому что они были никому не нужны.

3. Количество итераций (создатьàизмеритьàнаучиться), которые успевает сделать стартап, пока у него не кончили ресурсы, определяет его успех.

На самом же деле принципов Lean startup & Customer development гораздо больше, осознать их совсем не сложно, они очевидны и понятны, сложнее всего начать использовать их в своем проекте, принимать решения на основе полученных знаний и находить силы изменять проект под влиянием фактов, а не собственного видения.

Зимой 2014 года мы с Евгеним Гинзбургом наведались в Нью Йорк, в штаб-квартиру компании Lean startup machine, которая является главным в мире евангелистом наших любых методологий, чтобы лично познакомиться с Тревором Оуенсом, экспертом в обучении предпринимателей. Наша поездка завершилась договоренностью о проведении их тренинга в Москве, который пройдет 26-го сентября, что по общему мнению должно будет придать дополнительное ускорению развитию методологии и появлению большего числа компаний, которые ее используют.

С другой стороны, мы обратили внимание на то, как меняется стратегия развития компании Lean startup machine и начинается переход от проведения тренингов для предпринимателей на работу с крупными компаниями, где в качестве ценностного предложения выступает внедрение предпринимательского подхода в работу крупной компании. Мы и сами на тот момент уже более полугода занимались изучением рынка корпоративных инноваций в нашей стране и по возвращению домой ускорились в разработке решения для российских компаний по внедрению концепции Lean enterprise в механику их работы.

Таким образом, всего лишь за два года идея бережливого стартапа прошла развитие от стройно описанной теории до практической методологии с инструментами, на практике применяемыми предпринимателями, акселераторами и крупными корпорациями. 

А также:
Текстовая аналитика: с чего начать?

19.10.2016

Текстовая аналитика: с чего начать?

Автор / Елена Луценко