26 Августа 2014 / Статьи

Частный ИТ-парк как бизнес? 

Частный ИТ-парк как бизнес?

России появляется все больше и больше частных инфраструктурных организаций (технопарков, инкубаторов, акселераторов), но далеко не всем удается стать успешными как бизнесу. Поэтому мы с большим удовольствием расскажем истории, когда инфраструктурный проект живет и приносит прибыль своим владельцам. Такие истории не только воодушевляют, но и ценны как практическое руководство к действию: многие можно применить у себя уже сегодня. Найля Ильманбетова, в прошлом руководитель IT-парка FABRIKA и бизнес-инкубатор LIFT при нем (Астрахань), рассказывает как ее команде удалось построить в «городе-НЕ-миллионере» один из первых коммерчески успешных частных технопарков в России.

Мы построили один из самых эффективных технопарков в РФ – IT-парк FABRIKA. Мы построили первый частный технопарк в РФ. Это факт. Об этом уже написано немало строк, снято немало репортажей, сотрясено не мало воздуха на конференциях, форумах.

Что у нас есть сейчас?

Сейчас введено в эксплуатацию 3300 квадратных метров, на которых размещено 30 резидентов, работает бизнес-инкубатор, на базе которого стартует 10 IT-проектов, с нами сотрудничают многие институты развития РФ – РВК, «Сколково», а также АСИ, ФРИИ – нас поддерживают свыше 20 Партнеров (Intel, Microsoft, Yandex, Google, издательство «МИФ» и другие), в год мы проводим не менее 200 мероприятий разнообразных форматов, наше сообщество насчитывает более 1500 участников, мы привлекли в проект и резидентам свыше 150 миллиона рублей инвестиций. Внимание! Прошло всего 2 года – мы начали строить в 2012 году.

Зачем нам это было нужно?

Строить частный технопарк – это очень творческая работа! Наш идеолог, инвестор, основатель IT-парка FABRIKA – Ренат Батыров (ныне генеральный директор технопарка «Сколково») любит сложные и творческие задачи. Для нас это был серьезный вызов.

Нам хотелось вместе из маленькой региональной инициативы одного человека создать Большое Дело федерального масштаба. Причастность к большому, полезному, интересному делу, добиться в регионе многого, обратить внимание на себя всей страны, всего мира совместными усилиями – это всегда нас вдохновляло.

Изначально, у нас была потребность в нашей IT-компании (группа компаний Пилот) создать площадку для генерации новых проектов силами в том числе и наших сотрудников. Можно было потерять этих людей: они бы уехали в Москву, Питер, Америку и т.д. А можно было построить площадку, где они могут развивать свои идеи. Удержание кадров – немаловажная задача, которая стояла перед нами на том этапе нашего развития. А еще никто не отменяет и того, что нам хотелось заработать, как мы считаем, вполне заслуженные деньги. И мы это сделали вместе с нашими резидентами. Без их веры, участия, достижений ничего бы не получилось. Наши резиденты – это те люди, которые вдохновляют нас на подвиги!

От философии предлагаю перейти уже к более практическим вопросам.

Как к нам в бизнес-инкубатор попадают резиденты и проекты?

Это долгосрочная, самая важная, самая интересная и самая сложная задача. Дело в том, что в нашем регионе проекты как грибы после дождя сами по себе не растут.

Впрочем, такая ситуация наблюдается во многих регионах. Наша задача на этом поле:

- найти потенциально активных людей, способных генерить, создавать проекты и управлять ими.

- мотивировать этих людей создавать проекты.

- помочь найти команду.

- сделать резидентом, окружить сервисами, партнерами, клиентами, знаниями, экспертами, менторами и далее уже вместе пожинать плоды.

Один из основных инструментов для привлечения проектов/резидентов – это большая образовательная программа на каждый год. Форматы разные, партнеры по каждому мероприятию тоже разные. Это и платные, и бесплатные мероприятия. Причем заказчиком этих образовательных программ могут быть и институты развития, и региональные власти, и университеты, и региональные компании и просто сообщество. Пример такой серьезной образовательной программы на год вы можете увидеть прямо здесь

Например, есть формат «Интервью со звездой!»: здесь мы приглашаем успешные проекты, как федерального, так и регионального уровня. Они рассказывают о своем пути, делятся опытом, анализируют свои ошибки, зачастую со смехом. И на таком живом примере у нашей потенциальной аудитории рождается уверенность, желание, интерес! Например, одним из таких гостей был у нас основатель проекта RealTimeBoard – Андрей Хусид. Есть формат хакатонов: в IT-сфере это крайне эффективный формат для генерации новых проектов и создания новых команд.

Не надо проводить мероприятие в гордом одиночестве, надо проводить с партнерами. Синергия от партнерства всегда очень важна в таких форматах мероприятий. Мы проводили Хакатоны с Microsoft, с Астраханским Государственным Университетом, с HackDay и т.д.

Очень интересен, на наш взгляд, формат трехстороннего сотрудничества: региональные IT-компании (резиденты IT-парка FABRIKA), IT-парк FABRIKA и потенциальные кадры для наших проектов и резидентов. Суть в том, что в каждой хорошей компании есть серьезные специалисты. И они могут делиться своими знаниями и умениями в рамках узкопрофильных образовательных курсов. Наша задача предоставить площадку, организовать целевую аудиторию, решить все организационные моменты, согласовать график и темы. Задача резидентов или региональных IT-компаний – предоставить спикера с хорошими компетенциями. В чем интерес участников, слушателей? Они приходят не просто получить новые знания, а за возможностью трудоустроиться в IT-компании или влиться в команду стартапа. Интерес IT-компаний тоже очевиден – они инвестируют свои ресурсы в поиск кадров с большим потенциалом.

Конкурсы – это тоже серьезный источник привлечения проектов в бизнес-инкубатор. Наша история началась с конкурса Startup Search. Оттуда к нам пришел всем уже известный в России Semantic Technology, там мы нашли Vitrinki.com, оттуда же появился и Sleepdy. Теперь мы стали взрослее и проводим конкурсы совместно с институтами развития. Например, в этом году мы проводим региональный конкурс для IT-проектов совместно с IT кластером Фонда «Сколково».

Вся эта движуха и образовательная активность проходит в стенках бизнес-инкубатора LIFT.

Как мы измеряем активность?

Есть совершенно четкие показатели, за которыми мы пристально следим:

- уровень загрузки площадей.

- степень использования предложенных сервисов нашими резидентами.

- эффективность нашей образовательной активности (количество мероприятий, количество участников, количеств партнеров по образовательным проектам, результаты оценки удовлетворенности участников и т.д.).

- количество профильных и эффективных резидентов.

- количество проектов в бизнес-инкубаторе.

- объем привлеченных инвестиций к нашим резидентам нашими резидентами и в проект.

- эффективность сотрудничества с нашими партнерами.

Как мы зарабатываем деньги?

Аренда составляет лишь 68% доходной части нашего технопарка. Остальные доходы поступают от сервисов для резидентов, от образовательных программ, от привлечения инвестиций.

Целиком статья опубликована здесь.

А также:
Текстовая аналитика: с чего начать?

19.10.2016

Текстовая аналитика: с чего начать?

Автор / Елена Луценко