18 Сентября 2014 / Статьи

Шесть трендов рынка электронных платежей 

Лаура Ашижева Автор / Лаура Ашижева
Лаура Ашижева – рассказывает генеральный директор универсального платежного сервиса UBANK.
Шесть трендов рынка электронных платежей

О том, как будет развиваться рынок электронных платежей в России и есть ли на нем место для новых проектов, рассказывает генеральный директор универсального платежного сервиса UBANK Лаура Ашижева.

В последние годы рынок электронных платежей уверенно растет — увеличивается как количество транзакций, так и объём денежных средств, обрабатываемых платежными сервисами. По данным J’son & Partners, общий объём рынка электронных платежных систем в 2013 году составил 2,4 трлн рублей — на 27% больше показателей предыдущего года. При этом в России проникновение дистанционного способа оплаты еще не так велико, как в Европе или США, что оставляет пространство для дополнительного роста. Увеличивается и объём платежей, проходящих через электронные кошельки — в 2013 году он вырос на 43% до 440 млрд рублей.

Большая часть дистанционных платежей по-прежнему совершается через банковские и небанковские платежные терминалы и сервисы интернет-банкинга (ДБО), но в ближайшем будущем ситуация может измениться.

Проникновению электронных платежей во всем мире способствует стремление людей упростить процесс оплаты и приема платежей — наличные деньги для этого подходят не всегда, а банковские карты распространены далеко не во всех странах (кроме того, при работе с ними возникают различные вопросы, связанные с безопасностью транзакций и счетов). В настоящий момент наблюдается шесть основных направлений развития платежных сервисов.

mPOS-эквайринг

Ридеры пластиковых карт, подключаемые к смартфонам, набирают популярность — в США уже 40% продавцов используют подобные устройства (такой сервис предоставляет, к примеру, стартап Square). Это очень удобно, как для продавца, так и для покупателя. Я уверенна, что данная технология будет активно развиваться.

NFC-платежи

Еще одна технология, связанная с мобильными технологиями — с помощью NFC возможен «перенос» пластиковых карточек (к слову, не только банковских) в мобильный телефон (подобный сервис предлагает компания Loop). В дальнейшем расплачиваться в магазинах можно будет, просто поднеся смартфон к специальному считывающему устройству. Количество мобильных устройств, поддерживающих NFC, велико, до 9 сентября в их число не входили лишь девайсы Apple.

iBeacons

Apple развивает другое направление цифровых платежей, конкурирующее с NFC, — компания модифицировала технологию Beacon (свой проект с её использованием анонсировал платежный сервис PayPal), позволяющую перенести платежные данные в специальный «маячок» (beacon), соединенный со смартфоном. В результате пользователь может оплачивать товары в магазинах, просто подойдя к платежному терминалу на кассе — он соединится с «маяком» с помощью приложения на смартфоне.

Носимые устройства

Еще одним трендом, который получит развитие в будущем, а сейчас только зарождается, являются бесконтактные платежи с помощью носимых устройств. К 2018 году в мире будет 300 млн таких гаджетов и более 200 млн устройств придется на «умные браслеты». Такой браслет уже выпустил Barclays Bank, но в будущем возможно появление и других вариантов носимых гаджетов, используемых для совершения платежей.

Онлайн-микрокредитование, краудфандинг

Истории о том, как очередной проект провел успешную кампанию по сбору средств на Kickstarter или подобных площадках, слышали все — в будущем этот тренд будет только усиливаться.

Деньги можно не только собрать в ходе специальной кампании в сети, но и занять. В России распространены сервисы для микрозаймов и в режиме онлайн. Такие сервисы выдают пользователям, к примеру, социальных сетей, микрокредиты на небольшие суммы (от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей) на короткий срок (обычно от нескольких дней до месяца). Основатели одного из подобных проектов Mili.ru заявили о том, что за прошедший год выдали пользователям кредитов на $1 млн и планируют к 2015 году увеличить объём выданных кредитов до $11 млн — и это только один пример.

Закат терминальной эпохи

Не все игроки финансового рынка получат выгоду. Наиболее пострадавшей стороной могут стать компании, занимающиеся созданием и установкой физических платежных терминалов — в 2013 году объём средств, прошедших через такие устройства составил менее половины (46%) всего рынка дистанционных платежей – впервые в истории. Этот сегмент развивается втрое медленнее всего рынка (в 2013 году рост на 10% по сравнению с 2012 годом — объём составил 1,1 трлн руб.). Это объясняется усложнением самих устройств и их установки, и эксплуатации. А также усилением контроля со стороны государства и появлением различных нормативов и требований к оборудованию.

Перспективы

Росту рынка цифровых платежей в первую очередь будет способствовать распространенность мобильных телефонов (в мире сейчас насчитывается около 5 млрд устройств). Во многих странах людям проще заплатить с помощью телефона, чем банковской картой — проникновение «пластика» не везде можно назвать значительным.

Кроме того, совершение платежей со смартфона будет становиться все более удобным, поскольку в разработку новых технологий и сервисов вкладываются большие деньги во всем мире — так называемый fintech сейчас считается очень перспективной сферой. По данным аналитиков BI Intelligence, только в первом квартале 2014 года финансовые стартапы привлекли $492 млн инвестиций. Все это позволяет рассчитывать на появление новых сервисов, которые станут более универсальными и будут решать несколько задач пользователя сразу.

Что касается UBANK, мы с интересом наблюдаем за развитием рынка и планируем внедрять самые новые и перспективные технологии. 

А также:
Без структуры мы не станем лучше

07.06.2016

Без структуры мы не станем лучше

Автор / Маршалл Голдсмит

Топ-10 приемов поведенческой экономики

31.05.2016

Топ-10 приемов поведенческой экономики

Автор / Елена Луценко