23 Октября 2014 / Статьи

Стартап Rentmania: арендуй это 

Дмитрий Будылин Автор / Дмитрий Будылин
Дмитрий Будылин - постоянный автор Firrma.
Стартап Rentmania: арендуй это

У арендного сервиса Rentmania непростые родители – основатель Аркадий Мешковский в свое время запускал площадку Startup Point, а активный ментор Людмила Булавкина в свое время была директором по маркетингу YouDo и руководила Freelance. Тем интереснее, что в итоге выйдет у проекта. О том, какие перспективы у арендного сервиса, рассказал сам Аркадий.

Как появился проект? 

Такое удачное стечение обстоятельств – новые знания, наложенные на личный опыт. Я много раз сам попадал в ситуацию, когда покупал вещи, которые лежали без дела. Так было, например, с туристической палаткой, которой не суждено было побывать ни в одном походе. Мысли о том, чтобы сделать сервис, который поможет людям не покупать лишнего, а брать на время, но если лишняя покупка все же случилась, не давать вещам залеживаться, давно крутилась у меня в голове.

В 2012 году я пошел учиться в RMA (Менеджмент в сфере интернет-технологий). Там, в окружении множества экспертов предпринимателей, в числе которых был и Владимир Долгов, часто обсуждался глобальный тренд совместного потребления – sharing economy. В итоге темой моей дипломной работы стало создание интернет-площадки для аренды вещей. А уже в ноябре 2013 года был запущен первый прототип сервиса Rentmania.org.

В чем вообще его основная идея и почему считаете, что она работоспособна?

Суть проекта – маркетплейс, на котором ранжируются самые разные предложения по сдаче в аренду вещей. Под вещами мы понимаем все, кроме недвижимости – автотранспорт, велосипеды и тренажеры, смокинги и платья, строительный инструмент, кроватки и автокресла для детей и тому подобное. Естественно, речь идет о тех вещах, которые мы используем не каждый день, а время от времени.

Тем, кто сдает в аренду, сервис обеспечивает приток клиентов. Тем, кто хочет взять напрокат, предлагаем более привлекательные цены – за счет конкуренции и фильтров сравнения. Также будем брать на себя привоз-вывоз товара и страхование сделок.

Наша цель – объединить как можно больше поставщиков товаров и стать регулятором рынка аренды. При этом поставщиком может стать каждый, кто готов делиться своими вещами.

Мы будем добиваться от арендодателей снижения и стоимости аренды, и величины залога – вплоть до его полной отмены. Для этого на сайте будет создана многоступенчатая система верификации пользователей. Будет накапливаться история сделок, рейтинги «продавцов» и «покупателей».

Работоспособность модели в Европе уже доказал Peerby.com. Есть и другие мировые гиганты шеринга.
А в России, или точнее сказать, в Рунете, в нише проектов совместного потребления пока нет явного лидера. Есть тысячи небольших и разрозненных арендодателей, поэтому каждый диктует свои условия.

Почему считаете, что проект нужен потребителю?

Сейчас аренда настолько не развита, что процветает рынок продавца. Прокатных компаний мало, ассортимент у них скромный, цены высокие, залог космический, а сервиса никакого.
Например, перфоратор напрокат на день стоит 400 рублей, его доставка (привоз-вывоз) 1500 рублей, а залог вообще до 70 000 рублей!

Как только конкуренцию профессиональным прокатчикам будут составлять простые люди, ценообразование в аренде непременно изменится. Такой же велосипед, который прокатная компания сдает за 250 рублей в час в парке, стоит у меня на балконе. И я сдам его за 2000 рублей, но на целую неделю. А если потенциальный клиент окажется другом моего друга на фейсбуке, то сдам под расписку, без всякого залога. Это, кстати, реальный личный опыт этого лета.

Или, например, мобильный кондиционер. Прокатные компании в жару сдавали их по 900 рублей в день, а у нас на сайте были предложения от обычных москвичей за 2 000 рублей в неделю. Вот и вся разница.

В чем слабые места сервиса?

Барьером к быстрому росту рынка является не столько цена аренды, сколько незнание людей о самой возможности брать напрокат вместо покупки. Например, мы привыкли в парке отправлять детей попрыгать на большом батуте минут на 20, но мало кто догадывается, как легко иметь такой же батут у себя на даче на целый день.

9 из 10 опрошенных газетой «Коммерсант» в августе 2014 года жителей России ответили, что никогда не брали ничего напрокат. Скорее всего, про прокат автомобиля во время отдыха в Европе участники этого опроса просто не вспомнили, потому что арендовать автомобиль в Европе – это как будто и не прокат вовсе…

Другая сложность – чисто экономического свойства. С этим сталкиваются агрегаторы всех типов. Мы зарабатываем на комиссии со сделки, после возврата товара владельцу. И здесь есть место для обмана-мошенничества со стороны того, кто сдает. Арендодатель заинтересован оставить себе больше прибыли и не делиться с нами комиссией.

Каждый второй пользователь, сдающий через нас вещи, предлагает нам брать комиссию со сделки сверху, но это противоречит нашей логике. Цены у нас всегда будут такими же, как у владельца. Поэтому для проверки добросовестности арендодателей мы используем специальные технические средства контроля качества.

Как проект зарабатывает? Если пока не зарабатывает, то как собирается?

20% от сделки мы забираем себе после возврата товара его владельцу. Комиссия входит в стоимость аренды, как я уже подробно рассказала. Сейчас мы почти в ручном режиме закрываем 2-5 сделок в день. Бывают и крупные заказы – заказывают сразу 30 велосипедов или комплекты оборудования для мероприятий.

Конкуренты у вас есть? Кто они?

В России наш главный конкурент – это доски объявлений, то есть «Авито». Выбирая между арендой за 10% от цены или покупкой подешевле, люди часто выбирают по старинке б/у вещь, но в собственность.

Вот ты, например, купил себе снаряжение для серфинга тысяч, наверное, за 30, одно лето этим активно увлекся, потом переключился на кайт – пошел и продал свой комплект уже за 10 тысяч или даже дешевле. А мог взять в аренду на нужное время, всего тысяч за 3-5.

А кто-то наоборот, ищет себе снаряжение недорого, идет на «Авито» и покупает, чтобы недельку потренироваться, попробовать. А может в аренду взять, без переплаты и с доставкой.

Что стало самым большим вызовом?

Этим летом мы проходили акселерацию в ФРИИ. Поскольку эту историю любит рассказывать Дмитрий Калаев, можно ее и от своего имени повторить. В середине акселерации фонд был недоволен темпами роста нашего проекта. Недоволен настолько, что второй транш нам в итоге задержали больше, чем на месяц. А кто такой голодный стартапер – это хороший стартапер! За эти полтора месяца мы в жестких условиях отсутствия денег взяли и начали зарабатывать. Конечно, еще далеко не столько, сколько бы хотелось, но вкус денег почувствовали и поняли, куда дальше идти.

Сколько у вас сейчас людей в команде?

На фултайме в проекте трое – я рулю командой, отвечаю за ассортимент, Людмила – маркетинг и привлечение клиентов, Виталий – разработка. Еще трое ребят с нами удаленно, в том числе один из лучших на рынке специалистов по SEO, сильный финансист-аудитор и талантливая пиарщица.

На чьи деньги развиваетесь?

3 F+Ф, то есть friend, fools, family и ФРИИ.

Собираетесь ли привлекать инвестиции?

В идеале до конца этого года хотим закрыть seed-раунд. Нужна собственная сильная разработка, нужны большие вложения в маркетинг. Аренда – это массовый рынок, и агрегатор зарабатывает на объемах. Тут и до телерекламы недалеко…