11 Октября 2012 / Статьи

Серийный предприниматель Евгений Бутман. Цитаты.  

Серийный предприниматель Евгений Бутман. Цитаты.
Евгений Бутман – из второй волны серийных предпринимателей. Он начал заниматься бизнесом в середине 1990-х годов, на его счету чуть меньше десятка разных проектов. Самый большой бизнес построил в ITECSGroup. В последние годы Евгений Бутман переключился на ритейл: открывал монобрендовые сети re: Store, SonyCentre, Nokia, Lego, сейчас вместе Александром Мамутом развивает компанию Ideas4retail. Евгений – классический зачинатель новых проектов – объясняет, кто такой в его понимании настоящий стартапер.

Не помню точно, сколько бизнесов я построил. Штук восемь, наверное, если считать каждый как отдельную компанию с командой, юридическим лицом и прочим. Было еще несколько переходов с одного рынка на другой: продажа полиграфического оборудования, дистрибуция, ритейл. Сейчас тоже занимаюсь ритейлом, но другим: строим сети и в России, и в Европе. Сегодня этот бизнес для меня самый важный.

Были, конечно, и неудачные проекты, но потом я как-то набил руку, и с какого-то момента все стали более или менее удачными. А удовольствие приносили все.

Почему я всегда рано или поздно переключался на новые проекты? У каждого бизнеса есть циклы жизни: вот он вылупился и его надо пестовать, дальше начинаются болезни роста, а потом он достигает зрелости. В этот момент работа сводится к совершенствованию процессов. Проект превращается в «свечной заводик», который исправно работает и приносит прибыль – эта стадия мне уже неинтересна, и поэтому я ухожу или переключаюсь.

На те бизнесы, которые у меня давно, я трачу минимум времени – концентрируюсь на новых, где имеет значение все. Каждый новый человек, любое изменение в стратегии и тактике – здесь все важно. К стратегии, кстати, вообще приходится возвращаться довольно часто – надо постоянно сверять цели.

В каком-то смысле я оппортунист и ретроград – я не очень верю в проекты, которые запускают молодые ребята. Смотрите: я закончил институт в 1985 году и сразу стал работать – сначала наемным менеджеров, а начиная с 1996 года – предпринимателем. Реальных успехов добился примерно в 2006 году. Длинный путь. Ну хорошо, допустим, 20 лет это много. Но я точно могу сказать, что не будь у меня большого опыта, я бы не смог построить успешный бизнес. Это принципиально важно – существенный опыт в той сфере, в которой ты запускаешь проект. И это не один и не два года.

Есть какие-то базовые вещи для предпринимателя. Он должен уметь считать деньги и уделять этому существенное внимание. Должен понимать, как устроены бизнес-процессы, и воссоздавать их, а не изобретать каждый раз велосипед. Должен хорошо разбираться в людях и в их мотивации. Понимать хотя бы на базовом уровне маркетинг. Знать, как устроена инфраструктура и его отрасль. И – возможно, это главное – он должен уметь принимать правильные решения. Все эти знания и навыки можно приобрести, только проработав несколько лет на ответственной должности.

Идея – это сырье, коммодити, и стоит она не больше, чем неограненный алмаз.

Чего не хватает молодым людям, которые хотят стать предпринимателями, так это опыта и образования, которым иногда можно отчасти подменить опыт. В этом смысле я скептик. Не надо проецировать истории с Цукербергом и Дуровыми на себя – это исключения из правил. Тем более, что и там не все так просто и понятно.

Путь к успеху – длинный. Опасно строить свой путь по красивым фильмам, забыв про склейки и монтаж. Если говорить проще, я знаю очень мало бизнесменов, которые, начав в 20, в 30 стали суперуспешными.

Когда я только начинал строить розницу, то набрал в компанию молодежи. Мы все мало понимали в ритейле и набили кучу шишек. Сейчас у меня в коллективе все «топы» не моложе 35 лет. И знаете, совсем другое ощущение. Все-таки профессионалов зрелость украшает.

Да, я считаю, что молодежи не надо так рьяно стремиться быть предпринимателями. Бизнес – не математика или физика, где для открытий нужны молодые мозги. Возьмите истории любых великих компаний, о которых пишут книги – IKEA, WalMart, Starbucks – все они начинаются одинаково. Работал у дяди подмастерьем, рос по карьерной лестнице, потом решил открыть свое дело. Повторю еще раз – бизнес удел опытных.

В моем понимании стартап – это два-три основателя, которые сидят в подвале и все делают ручками. Никаких вице-президентов и прочих радостей жизни. Акционер – это только звучит красиво. Недавно мне предложили присмотреться к одному молодому интернет-магазину. Когда я встретился с основателями, они с гордостью показали мне структуру: 4 акционера, несколько вице-президентов, 6 начальников департаментов, все менеджеры страшно крутые и стоят кучу денег. А объем выручки $300 тыс. в месяц после второго раунда. Не густо. Типичная история про амбиции и реальность.

Сейчас есть очень большой интерес к технологическому предпринимательств. Создается инфраструктура, инвестируются деньги. Очень важно вложить деньги и в людей, в молодежь – создавать, условно, не только инкубаторы компаний, но и инкубаторы людей.

Инвестиционных денег в России сейчас и правда много, но не надо путать нашу ситуацию с тем, что происходит в Штатах. У стартапов из Долины есть крупный заказчик – корпорации, которые ищут новые идеи и технологии, чтобы сделать их еще одним маленьким движком в своем бизнесе. В России такого спроса нет, поэтому вкладывая большие деньги в проекты, которые работают на внутренний рынок, инвесторы надувают пузырь. Примеров тому сколько угодно.

Я с восхищением читаю про компании, которые делают что-то на стыке науки и бизнеса – cleantech, biotech и т.д. Заметьте, что все они нацелены на мировой рынок, а возглавляют их прошедшие большой путь менеджеры-ученые, зрелые взрослые люди. В такие технологические бизнесы я верю. В отличие от разных «групонов», которые инвесторы надули и вывели на IPO и которые потом также сдулись. Давайте отталкиваться от реальной стоимости, а не от спекуляций.

На месте стартаперов я бы задумался о нескольких вещах: качественном образовании, стажировке и работе в большой хорошей компанию. И еще о собственных идеях – не чужих.

На самом деле здорово, что у нас формируется поколение, у которого есть амбиции и желание делать бизнес. Я просто не хочу, чтобы оно было растоптано тотальным неуспехом или растлено погоней за наживой.

Комментарии