20 Апреля 2015 / Статьи

Как начать работать в Сингапуре? Опыт FreshOffice 

Автор: Игорь Сугнач
Как начать работать в Сингапуре? Опыт FreshOffice
СЕО компании FreshOffice Игорь Сугнач написал для Firrma колонку о том, как запускать бизнес в Сингапуре. 

Стремление Сингапура стать азиатской Кремниевой долиной превратила его в настоящую Мекку для предпринимателей. Правительство страны здесь выступает в качестве венчурного капиталиста, которому необходимо доказать, что ваш бизнес жизнеспособен. К тому моменту как мы решили выходить на сингапурский рынок, наше решение успешно продавалось в России уже более 2 лет: за все время работы облачная платформа Microsoft Azure ни разу нас не подвела. 

Несмотря на это, нам все же пришлось столкнуться с определенными трудностями.
Например, на получение визы предпринимателя ушло 8 месяцев. За это время было собрано огромное множество документов, подтверждающих нашу предпринимательскую добросовестность и опыт. У нас за плечами был опыт получения гранта по программе BizSpark, поэтому мы заручились рекомендательными письмами от компании Microsoft и инвесторов. Все ради того, чтобы доказать, что FreshOffice – более достойный кандидат для работы на сингапурском рынке, чем сотни других компании. Сингапур – это дверь в крупнейший развивающийся регион. Не открыв ее, сложно планировать покорение Азии с ее потенциалом в более чем 1 миллиард экономически активного населения. Но на двери этой довольно увесистый замок: разрешение на предпринимательскую деятельность получает приблизительно одна из пятисот компаний.

После того как нам удалось получить визу, оказалось, что это только начало очень долгого пути. 
Вот лишь несколько важных особенностей региона, на которые каждому предпринимателю стоит обратить внимание.

1_singapore_city_skyline_dusk_panorama_2011.jpg

Местная конкурентная среда очень насыщенная. При этом ваш продукт может быть посредственным, но у него должны быть исключительный маркетинг, мобильная версия сайта и приложение (местный мобильный трафик огромен). Поэтому, маркетинговые бюджеты здесь значительно превышают российские. Простой пример – стоимость контекстной рекламы в Сингапуре: условные $5, заложенные в рекламный бюджет в России, превращается в сингапурские $50. С другой стороны, вас никогда не купят, даже если у вас хороший продукт, отличный сайт и прекрасный маркетинг, но сырое, малофункциональное или просто обычное мобильное приложение.

Люди, с которыми вам придется здесь работать. Будьте готовы потратить на сингапурских сотрудников значительную часть бюджета. По местным законам, вы не сможете платить им меньше $150 тыс. в год и при этом вы не имеете права отказаться от найма местного населения. Что же касается этики ведения бизнеса – не дайте азиатской вежливости сбить вас с толку, она является следствием долгой работы с американскими компаниями.  В России никто не постесняется критиковать ваш продукт на первой же встрече. В Сингапуре вам будут улыбаться и хвалить то, что вы продаете, вот только эта первая встреча с легкостью может стать последней. 

Сингапурская ИТ-экосистема стоит отдельного упоминания, потому что характеризуется простым принципом: проще купить чужое, чем разработать свое. Именно поэтому локальных решений на рынке нет, будьте к этому готовы.

FreshOffice успешно работает в Сингапуре почти год, за это время у нас накопился значительный опыт по выводу бизнеса на рынок, понимание всех тонкостей сложнейших местных реалий и знание всех подводных камней.  Вот пять очень важных вещей, которым мы научились за это время, и которыми мы можем поделиться: 
 
1.   Не планируйте смелые дедлайны. Все бизнес-процессы в Сингапуре идут гораздо медленнее.
2.   Забудьте все, что вы знали о конкуренции, и готовьтесь открыть для себя значение этого слова заново. Вашим работникам придется конкурировать с выпускниками Стэнфорда, Оксфорда, Беркли и Сорбонны, а рядом с вами в офисном здании будут сидеть Microsoft, Facebook и сотни мировых гигантов.  
3.   Несмотря на все трудности управления местными сотрудниками, работать с ними необходимо. Они знают мельчайшие особенности того варианта английского языка, на котором говорит население. Только они понимают  местные традиции, которые будут играть не последнюю роль в вашем бизнесе.  
4.  В Сингапуре все очень дорого. Чтобы снять приличный офис, будьте готовы платить не за метраж, а за количество рабочих мест, при этом стоимость одного места в среднем составит $1000 в месяц. Если вы просрочили оплату аренды на два дня, вы заплатите еще $200. 
5. Здешний рынок очень избалован и не станет «проглатывать» любой бизнес. За время своего пребывания в Сингапуре мы наблюдали, как  десятки компаний приезжали сюда и уезжали через месяц. 

singapore-254858_1280.jpg

После тысяч часов работы мы видим первый этап роста FreshOffice в Азии. Благодаря этому мы выходим в Малайзию и Индонезию и готовимся к открытию в Гонконге. Главное правило, о котором мы знаем из российского опыта, и которое было подтверждено в Сингапуре: если вы хотите прорыва – ставьте правильные цели и будьте готовы забыть о том, как вели бизнес вчера.