24 Апреля 2015 / Статьи

Ускоряющийся мир 

Автор: Гульнара Биккулова
Ускоряющийся мир
Директор департамента инновационных рынков Российской Венчурной Компании (РВК) Гульнара Биккулова по просьбе Firrma рассказала об основных тенденциях в мире стартап-акселераторов:

Каждый год в мире появляется порядка 30 новых акселераторов, сегодня их насчитывается несколько сотен. Наиболее коммерчески успешные из них, ветераны отрасли - американские Y-Combinator (основан в 2005 году) и TechStars (основан в 2007 году).  

Большинство акселераторов работают по одной из трех моделей: горизонтальная (кросс-отраслевой принцип), вертикальная (с четкой отраслевой специализацией) и корпоративные акселераторы. При этом функционально все модели схожи. Как правило, акселерационная программа имеет фиксированный срок и состав участников, прошедших серьезную экспертизу проектов. Ключевые факторы ускорения развития проектов, обеспечиваемые акселераторами — менторство, обучение и доступ к начальным инвестициям.

Цель акселератора — сделать проект успешным, это определяет основные принципы работы:
- обучение практическим навыкам, требующимся для превращения проекта в эффективный, работающий бизнес;
- обеспечение связей предпринимателя с рынком, инвесторами и партнерами, экспертами и менторами;
- содействие правильному подбору управленческих и технических специалистов для компаний;
- быстрая валидация коммерческих идей и их адаптация к требованиям рынка, ранний отсев непродуктивных идей без лишних затрат времени и финансов (по принципу «grow fast or fail fast»);
- обеспечение доступа потенциальных инвесторов к отобранным проектам;
- создание и развитие культуры предпринимательства через продвижение достойных ролевых моделей, наращивание социального капитала и, как результат, ускорение обмена знаниями, идеями и взаимовыгодными предложениями.

Некоторые акселераторы предоставляют участникам программ место для размещения офиса, коммуникационные площадки и другие инфраструктурные сервисы, оптимизирующие работу над проектом. Конкуренция между акселераторами за хорошие проекты настолько велика, что появляются и экстравагантные форматы проведения акселерационных программ. Например, Unreasonable at Sea, трехмесячный акселератор медицинских стартапов, располагается на океанском лайнере. Калифорнийский акселератор Last Mile расположен в тюрьме San Quentin и предлагает ее обитателям пройти программу акселерации и в итоге представить проект инвесторам. Независимо от выбранного формата результатом работы акселератора должны быть стартапы, готовые для очередного раунда инвестирования.

San_Quentin_Prison.jpg
Тюрьма San Quentin

В последнее время в мире наметился устойчивый тренд на создание корпоративных акселераторов, причем популярность этого инструмента венчурного рынка демонстрирует значительный рост. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, у корпораций появляется реальная возможность протестировать свои проекты в условиях, близких к «полевым», получить обратную связь от экспертов и менторов акселератора, скорректировать планы по дальнейшему сотрудничеству с проектом. Во-вторых, ведется целенаправленная работа по совершенствованию предпринимательских навыков участников и детальная проработка всех нюансов сотрудничества с корпорацией как с заказчиком. Наконец, это появление «историй успеха» взаимодействия корпораций с инновационными компаниями, благодаря которым венчурный рынок становится более понятным и открытым для новых игроков из корпоративного сектора. В последние годы было запущено более 200 корпоративных акселераторов. Наиболее активными игроками в этой сфере выступают такие компании, как Microsoft, Nike, Warner Bros., Volkswagen, Citrix, Walt Disney, Qualcomm  и многие другие. 

В прошлом году значительный рост интереса к корпоративным акселераторам продемонстрировали компании, занимающиеся производством продуктов питания: было запущено 15 акселераторов в области технологий пищевой промышленности. Акселераторы создавали большие компании с широкой линейкой продуктов, такие как Coca-Cola, Mars, Mondelez International. Эти корпорации действовали по модели «открытых инноваций» – искали небольшие разработки, адаптировали их под свои потребности, а полученные результаты включали в свои продуктовые линейки. В силу высокой конкуренции в отрасли, продуктовые компании, наряду с представителями ИТ-индустрии, стали лидерами сегмента корпоративных венчурных инвестиций. 

Активно используют модель корпоративной акселерации и крупнейшие промышленные компании. Так, в марте этого года концерн Airbus объявил о запуске программы Airbus BizLab совместно с акселератором TechStars. Программа призвана ускорить темпы, коммерциализации инновационных идей, почерпнутых как внутри Airbus так и за пределами компании, в том числе от клиентов и внешних партнеров. Первый центр Airbus BizLab открылся в Тулузе, следующий запускается в Гамбурге. Далее будут запущены аналогичные центры в Индии и других странах, что позволит создать глобальную сеть Airbus.

В России собственные программы корпоративной акселерации сегодня запускают, в основном, частные компании, например, Qiwi (Qiwi Universe) и Альфа-Банк (AlfaCamp). Промышленные компании и компании с государственным участием по-прежнему недостаточно активно используют этот инструмент работы с рынком новых технологий. Очевидно, что для бюрократического механизма государственных компаний процесс внедрения новой структуры представляется намного более сложным, чем в частных корпорациях, и требует значительных усилий – от принятия решения высшим менеджментом компании до согласования всех организационных моментов, подготовки документов и выделения финансирования. 

16647e47ff6a098f4decf27d082f0a0d.jpg
Открытие акселератора Qiwi Universe

Корпорации запускают акселерационные программы самостоятельно или через сотрудничество с частными акселераторами. Например, американский акселератор TechStars является оператором 9 корпоративных акселераторов совместно с ведущими международными компаниями. Аналогичную модель в этом году реализует GenerationS. Мы предложили российским компаниям, которые хотели бы принять участие в создании собственных корпоративных акселераторов, найти на рынке партнеров из числа консультантов, технопарков и инкубаторов, и подать совместную заявку на организацию собственной акселерационной программы в рамках  GenerationS. Из более чем 20 заявок было отобрано семь, которые легли в основу пилотных корпоративных акселераторов GenerationS-2015. Подробнее о программе и задачах каждого акселератора мы расскажем на официальном запуске третьего сезона GenerationS, который состоится 27 апреля.
А также:
 7 простых шагов финансового планирования

29.06.2016

7 простых шагов финансового планирования

Автор / Маргарита Зобнина

Без структуры мы не станем лучше

07.06.2016

Без структуры мы не станем лучше

Автор / Маршалл Голдсмит