7 Июля 2015 / Статьи

Как запустить акселерационную программу для 2500 стартапов со всей страны 

Автор: Замир Шухов
Как запустить акселерационную программу для 2500 стартапов со всей страны
В 2015 году федеральный акселератор GenerationS поменял формат. В том числе добавился этап онлайн-предакселератора, который пройдут около двух с половиной тысяч стартапов. Лучшие проекты, отобранные жюри, попадут в следующий этап и пройдут очную акселерацию по семи отраслевым направлениям GenerationS-2015. Замир Шухов, исполнительный директор GVA LaunchGurus, рассказал, как устроен онлайн-акселератор и какие технологии помогли собрать на одной площадке такое количество стартапов и экспертов.

Для того, чтобы иметь возможность провести онлайн-акселерацию для двух с половиной тысяч стартапов силами четырех сотен экспертов и менторов, РВК и оператор Предакселератора GVA LaunchGurus с нуля разработали специальную онлайн-платформу. Она включила в себя все инструменты традиционной очной акселерации: плотное индивидуальное общение эксперт-стартап, постоянную обратную связь, горизонтальные взаимодействия между стартапами. Задача Предакселератора - помочь стартапам уточнить свою бизнес-модель и сформулировать ее в большом расширенном профиле своей компании. На основании этих профилей будет приниматься решение о дальнейшем участии стартапа в GenerationS. 

До этого такая масштабная программа акселерации в России никогда не проводилась онлайн. Это пилотный проект. Он позволяет расширить географию и не ограничивать количество участников. В прошлые годы РВК и партнеры путешествовали по регионам в рамках GenerationS и давали очные семинары и мастер-классы. В этом году решено оцифровать процесс и сделать акселерацию более доступной для стартапов и при этом более насыщенной.

_photo_(176).jpg

Как выглядит процесс

1. Программа основана на методологии, которая используется в очной акселерационной программе GVA LaunchGurus и GenerationS и адаптирована под индустриальные стартапы. Помимо лекций на общие бизнес-тематики, есть специфические лекции для каждого из треков, которые освещают особенности отраслевых рынков. Таких лекций восемь и к каждой прилагаются дополнительные материалы, которые можно скачать и использовать при выполнении домашних заданий. 

2. Домашние задания делятся на два этапа: короткие тесты для проверки усвоения материала лекции и аналитическая работа. С учетом знаний, полученных на лекции, предприниматель должен заполнить отдельные блоки расширенного профиля своей компании: бизнес-модель, рынок, продвижение и другие.

3. Эксперты, закрепленные за стартапом в качестве индивидуальных преподавателей, проверяют домашнее задание, дают рекомендации по каждому блоку и либо принимают домашнее задание, либо отправляют его на доработку. 

4. После прохождения всех восьми этапов каждый стартап проходит скайп-собеседование с экспертом и получает финальную оценку. 

Какие инновации заложены в онлайн-платформу

1. Сама технологическая платформа. Она разработана по заказу и при экспертной поддержке РВК. Выглядит платформа как онлайн-площадка с личным кабинетом. У проектов есть возможность выбирать образовательные модули и, проходя их, получать баллы. Эксперты и сами предприниматели видят успеваемость, могут отслеживать набираемые баллы. У экспертов есть специальный дашборд, на котором видно трекинг проекта: как стартап проходит программу, на каком этапе находится. Видно, сколько стартапов реально занимаются по программе, сколько отлынивают. Есть скоринговая таблица, в которой сводятся общие результаты. 

2. Сложная система оценки, основанная на аналитической шкале. У каждого балла, выставляемого за выполнение домашнего задания, есть веса, которые зависят от того, какой элемент программы важнее для того или иного трека. Для разработки скоринговой системы привлекался ряд экспертов. Фактически это цифровой аналог живого фидбека от преподавателей, который стартап получает в ходе очной акселерации, переведенный в количественные показатели и выраженный в аналитической шкале. Такая система дает самому предпринимателю возможность оценить, на каком месте он находится среди стартапов его уровня. Это помогает смотреть на вещи реально. В дальнейшем было бы интересно перевести эти инструменты оценки в публичный рейтинг. 

3. Горизонтальное общение и нетворкинг внутри платформы, реализованное в рамках региональных оффлайн-мероприятий. Региональные партнеры GenerationS будут собирать стартапы из своего региона на своих площадках, демонстрировать лекции на большом экране и предоставлять одного-двух собственных экспертов. Вместе со стартапами они будут обсуждать лекции, курировать выполнение домашних заданий. Учитывая, что лекцию можно просмотреть в любой момент, они могут не привязываться к конкретному времени, а делать это тогда, когда им удобно. 

_photo_(341).jpg

Мы надеемся, что наш пилотный проект получит развитие. Возможность проводить акселерацию в онлайн-формате даст серьезный толчок развитию инновационно-венчурного рынка в России, поскольку обеспечит возможность гораздо активнее привлекать к процессу регионы.