10 Августа 2015 / Статьи

Наша жизнь в 500 Startups  

Автор: Марина Могилко, Дмитрий Пистоляко
Наша жизнь в 500 Startups
Сооснователи языкового стартапа LinguaTrip Дмитрий Пистоляко и Марина Могилко, проходящего акселерацию в небезызвестном 500 Startups Дейва Маклюра, объясняют ее специфику.

Топовые акселераторы типа Y Combinator, 500 Startups, Techstars – заветная мечта для многих стартаперов. Все стремятся туда попасть, но не все понимают зачем и как. В Долине мы встретили много компаний, которые пытались попасть в акселератор по два и больше раз, кто-то попадал с третьего, а кто-то так и не смог достичь своей цели. Сейчас мы проходим программу в 500 Startups и решили поделиться с предпринимателями тем, что поняли в работе акселераторов в Кремниевой долине.

Что дает топовый акселератор

Многие ожидают, что в акселераторе вам расскажут по шагам, как построить миллиардную компанию. Кажется, что попадая в акселератор, компании автоматически становятся новым AirBnB или DropBox, а если нет, то по крайней мере поднимают пару миллионов долларов на seed round. Внимание, за вас тут никто ничего делать не будет!

И если вы думаете, что в акселераторе с вами поделятся секретом, как из 100 пользователей в месяц сделать миллион, да еще с хорошей конверсией в платящих, то это будет первым разочарованием. Нет никаких growthacks, которые можно применить к любой к компании с гарантией того, что они сработают. Более того, во время программы вы услышите много разных мнений о том, как вам лучше развивать компанию. Нужно всегда помнить то, что вы эксперт и только вы должны понимать, на что стоит тратить свои усилия. 

За что тогда стартапы отдают 5-7% акций

Помимо инвестиций, за 5-7% акций вы получаете силу бренда акселератора и, как следствие, доступ к людям, которые до этого не горели желанием с вами общаться. Если вас проинвестировал топовый акселератор, это уже говорит о том, что команда (а это именно то, во что инвестируют акселераторы) имеет шанс на успех. Попав в Долину, мы заметили, что очень многие люди стали охотнее идти с нами на контакт, это касается и людей в России.

Инвестируют акселераторы в среднем $125 тысяч Но тут есть подводные камни. Например, 500 Startups сразу же заберут $25 тысяч за программу, чего не делает, например, Y Combinator. Более того, жизнь в Долине очень дорогая, большая часть денег уйдет именно на то, чтобы привезти команду в США и жить здесь.

Если вы попадете в Y Combinator, то вам повезло больше, так как они оплатят вам дорогу в Калифорнию, первые дни проживания и аренду машины на несколько дней.

И, наконец, демо-день – это выпускной, когда у каждой команды есть три минуты, чтобы представить свою компанию нескольким сотням инвесторов. Демо-дни проходят в музее компьютерной истории, на наш ожидается примерно 400 гостей – инвесторы, пресса, менторы.

IMG_5266 (1).JPG

Как попасть в топовые акселераторы?

Попасть на программу, просто подав заявку, почти нереально. Помните, что помимо вас заявки подают тысячи других команд. Чтобы выделиться, нужно либо иметь очень серьезный трекшн (более $40 тысяч в месяц), либо рекомендации от людей, которые могут повлиять на принятие решения. 500 Startups вообще только недавно ввели систему принятия заявок, в первые наборы команды брали только по рекомендации.

Посмотрите на партнеров фонда, во что они инвестируют, попробуйте списаться с ними в социальных сетях. В идеале – найти того, кого точно зацепит ваш стартап. Нам в этом плане повезло, нас собеседовала ментор, которая постоянно ездит изучать языки за рубеж и сама каждый раз сталкивается с проблемой планирования такой образовательной поездки.

Также спишитесь с выпускниками программы, спросите их о бизнесе, расскажите о себе и попросите дать вам рекомендацию. Не бойтесь спрашивать о рекомендации после первого звонка, все прекрасно понимают, зачем вы с ними связались. 

На что еще смотрят акселераторы

В последнее время в акселераторы почти не берут команды без выручки. У нас в наборе есть компании, которые собрали миллион долларов на Kickstarter, кто-то уже продает свой продукт в крупнейших магазинах мира, кто-то сотрудничает с такими брендами, как Panasonic, Sony и т.д. Самая ранняя стадия – это прототип, который вы обязательно должны запустить во время программы, чтобы показать хоть какие-то результаты на демо-дне (пусть это будет количество скачиваний, например).

Более того, очень важно доказать, что компания находится в стадии роста на развивающемся рынке. Нам рассказали историю, что в 500 Startups подавала заявку компания, которая уже который год подряд имеет выручку в один миллион, но ничего не делает для того, чтобы расти. И хотя у них отличная команда, работающий бизнес и растущий рынок, им отказали. Акселераторы ищут компании с потенциалом получить многомиллионную, а желательно многомиллиардную оценку, ведь 9 из 10 стартапов прогорят, а один достигнет своих целей и окупить затраты на те 9 компаний, а также принесет прибыль.

Также акселераторы внимательно смотрят на команду. По статистике, компании с одним фаундером менее успешны, в идеале в команде должно быть 2-3 человека. В нашем наборе всего две команды с одним фаундером.

Как это было у нас

Мы узнали, что в Петербурге будет читать лекцию американский предприниматель из топа молодых предпринимателей Forbes. Ему понравилась наша идея и команда и он предложил представить нас своим знакомым в Долине. Так оказалось, что мы познакомились с ментором 500 Startups, которая во время первого разговора провела нам интервью, пришла в восторг от того, что мы делаем и сказала, что хоть набор уже закрыт, она поговорит с партнерами по поводу нас. Через два дня мы обнаружили у себя во входящих приглашение принять участие в акселерационной программе и предложение инвестиций.

Очень большую роль сыграло то, что наш стартап решал реальную проблему человека, который нас собеседовал. Поэтому все разговоры рекомендуем начинать с того, чтобы узнать немного о своем собеседнике. Мы всегда спрашиваем, изучал ли он иностранные языки, если да, то просим поделиться опытом. Также всем важно знать, как вы пришли к идее создать свою компанию, сколько команда работает вместе и какое у вас видение компании в будущем.

Если ваш проект только на стадии идеи, сделайте прототип и получите первые результаты перед тем, как подавать заявку в акселератор. Хорошо работает создание лэндинга с описанием идеи и сбором мейлов потенциальных покупателей. Так вы даже для себя будете понимать, насколько людям нужен продукт и стоит ли тратить на него ближайшие несколько лет своей жизни.