25 Октября 2012 / Статьи

«Сексапильное такси» – история GetTaxi 

Автор: Шахар Вайсер
«Сексапильное такси» – история GetTaxi
Алгоритм вызова такси известен: нужно иметь под рукой/помнить/найти в записной книжке телефон службы такси, набрать номер и дождаться ответа оператора, сообщить ему всю информацию о своей поездке. Затем все то же самое повторить водителю. Среднее время подачи машины в Москве – 45 минут. GetTaxi – международный сервис такси в области MobileCommerce, который позволяет сделать заказ в течение 30 секунд одним нажатием кнопки. Несмотря на то, что эта кнопка находится в мобильном телефоне, звонить никуда не нужно: все участники сервиса в режиме реального времени могут видеть друг друга на виртуальной карте GetTaxi. Кейс компании рассказывает ее основатель Шахар Вайсер. А мы попытались влезть в голову визионера.

Из Силиконовой Долины в Израиль и Москву

У меня была своя компания в Кремниевой Долине. Как-то, ожидая такси, я опаздывал в аэропорт в Сиэтл. Минут 40 я терялся в догадках: может, я вышел поздно, и оно меня не дождалось? Может быть, наоборот, слишком рано, и машина просто еще не доехала? Звоню в диспетчерскую, проверяю заказ. Заказ потеряли, потом нашли, затем долго выясняли, где водитель. Все это куча времени и нервов. В этот момент я понял, что нужно ломать парадигму – создавать сервис, который будет работать по другим принципам. Я продал свою калифорнийскую компанию и в 2010 году основал GetTaxi. Это мой шестой и самый масштабный бизнес. Наверное, с шестым все-таки легче, чем с первым: огромное количество ошибок к этому моменту уже сделано. В GetTaxi на сегодняшний день привлечено $30 млн. Первый капитал мы вложили вместе с моим партнером, хотя, конечно, могли поднять деньги с рынка. Но нужно было двигаться быстро. Позже мы привлекли инвестиции Лена Блаватника, порядка $20 млн. GetTaxi – очень ресурсоемкая история, это не сайт знакомств. Программное обеспечение разрабатывалось в Сан-Франциско, Израиле, немножко на Украине. Запустились мы в Израиле, следующим городом стал Лондон, с марта этого года GetTaxi есть в Москве. Весной же открыли офис в Нью-Йорке, но сервис там заработает к концу года. На сегодняшний день есть еще два международных крупных игрока в этой нише – Hailo в Лондоне и Uber в Америке. Все эти компании получили крупное финансирование – от $30 до $50 млн., но первыми были мы. Наша динамика во всех странах приблизительно одинаковая – мы растем на 50% от месяца к месяцу.

Построение инфраструктуры

Мы строим мобильную сеть, фактически создаем инфраструктуру города и делаем ее доступной для жителей и туристов. Сегодня в Москве порядка 70 000 машин занимаются извозом, но даже половина не доступна клиенту одновременно – это разные службы заказа такси, никак не связанные друг с другом. Когда тебе нужно такси, ты звонишь в какую-то конкретную фирму, в которой есть 300-400 машин. Приняв заказ, они гонят к тебе одну машину через весь город. Средний пробег между заказами а Москве – 10 км. Фактически это означает, что те самые 70 000 машин 24 часа в сутки создают трафик, большую часть времени проезжая пустыми между заказами. Мы связали часть их одной сеткой, натянули ее на город, и они стали видимыми в режиме реального времени. К сентябрю у GetTaxi уже было подключено порядка 1000 автомобилей, при этом парк постоянно растет. Технология одновременно завязана на GPS и 3G, чтобы общаться в обе стороны, так наши сервера видят все машины и все заказы. Еще Марк Твен говорил «Я хотел написать тебе короткое письмо, но у меня не было времени, и я написал тебе длинное». На самом деле мы сделали очень простой продукт, как для пользователя, который делает заказ одной кнопкой, так и для водителя, который легко получает заказы. Много технологий в одном очень простом пакете.

Для пассажира

Установив в мобильном устройстве (мы работаем со всеми платформами) бесплатное приложение GetTaxi, клиент нажимает кнопку вызова такси и немедленно оказывается внутри системы. На экране его смартфона – виртуальная карта со всеми подключенными к сервису GetTaxi машинами. Он уточняет на карте свое местоположение. Чаще всего GPS определяет его локацию очень точно, но возможность указать какое-то конкретное место: ресторан, кинотеатр, магазин тоже есть. Система выбирает ближайшего к нему водителя и отправляет ему запрос. Клиент моментально узнает примерное время ожидания исполнения своего заказа. Все это происходит автоматически. Клиент и водитель, принявший заказ, в режиме реального времени видят друг друга на карте, они не названивают друг другу, в этом нет необходимости. Конечно, сервис позволяет вызывать машину в любую другую точку города, даже если ты в ней в настоящий момент не находишься. Так, например, родители заказывают такси для своих детей в школу, и затем следят по карте за перемещением машины с их чадом. Есть возможность заранее вбить в календарь точную дату и время поездки, например, встречу из аэропорта. Сегодня в Москве расчет с водителем – только наличными, но в Лондоне и Израиле работает оплата кредитными картами. В идеале все это работает так: клиент открывает приложение, в течение 30 секунд делает заказ, система показывает, что время ожидания – 15 минут. Клиент заканчивает свои дела, к примеру, расплачивается по счету в ресторане, выходит на улицу. Водитель, четко знающий, где находится его клиент, подъезжает прямо к указанному на карте месту, пассажир садится в такси и едет до метро, выходит из машины, с его кредитной карты автоматически списывается сумма – естественно, тариф заранее известен. Он спускается в метро, едет на встречу, проводит ее, вновь вызывает GetTaxi, которое довозит его до следующей встречи, и так далее.

Для водителей

Наша бизнес-модель построена на взаиморасчете с водителями. Здесь мы не изобрели ничего нового и берем за диспетчеризацию свои 15% со стоимости каждой поездки. Водитель получает коробочку с датчиком и с этого момента становится частью сервиса GetTaxi. Мы работаем только с лицензионным такси: это может быть ИП или таксопарк. Технология, фактически, позволяет существующим таксопаркам получать больше работы. Мы не даем приоритета тому или иному водителю или автопарку. Все водители работают по единому установленному тарифу GetTaxi. Единственная причина, по которой тот или иной водитель получает заказ – это максимальная приближенность к заказу. Никаких приоритетов – все решает программа. Компьютер отправляет запрос, из тех, кто принимает заказ, выбирает лучшего, причем клиент не должен сообщать водителю деталей своего планируемого маршрута. Все это делается для того, чтобы водители не выбирали «вкусные» заказы. Средний чек в Москве порядка 600р.

Идеология сервиса

В конечном счете мы продвигаем идею «оставь свою машину дома, пользуйся публичным транспортом». С этой концепцией уже давно живут все крупные мегаполисы вроде Лондона и Нью-Йорка. Почему мы пользуемся личным автомобилем? Потому что личный автомобиль оказывается удобней: он всегда под рукой, стоит здесь: сел, поехал. А если такси выезжает буквально из-за угла и время ожидания сведено к минимуму? Это многое меняет. GetTaxi – это как будто твоя машина, только с водителем, которая всегда под рукой. Плюс ни бензин, ни парковка тебя не заботят. У тебя бесплатный wi-fi, ты не едешь за рулем, а отвечаешь на звонки или email. Такси довезло тебя до встречи, ты вышел, пошел дальше. Город это очень любит: эффективное использование публичной инфраструктуры, безопасность, инновации, доступность туристам. Поэтому мы так быстро растем: клиентам нравится, водителям нравится, городу нравится. Агрегаторы не оказывают услугу, они отправляют запросы в разные таксопарки, а дальше ты надеешься, что твой заказ исполнят. Нет ни единого фиксированного тарифа, ни возможности обратиться в службу поддержки. В случае с GetTaxi мы оказываем услугу: все водители принимают единый тариф, единый сервис, работает круглосуточный call center. Плюс, все преимущества web 2.0: возможность повлиять на рейтинг, поделиться с другом, завязать поездку с календарем и пр.

Твой продукт – это и есть твой маркетинг

Я верю, что когда ты создаешь сегодня свой бизнес, твой продукт – это и есть твой маркетинг. Продукт должен быть безумно сексапильным, сладким, вкусным, чтобы им хотелось пользоваться. Кроме того, что мы действительно придумали удобный сервис, мы еще и пытаемся рассказать нашему клиенту какую-то клевую историю под соусом GetTaxi. К примеру, мы установили рекорд Гиннеса на самую длинную поездку в мире на такси вокруг света. Трое англичан объехали весь мир на кэбе GetTaxi. В Израиле GetTaxi стал брендом №1: в AppStore мы популярнее Skype. Или акция в Лондоне – все знают календарь PIRELLI. Мы решили сделать календарь обнаженных таксистов Лондона. Это английское чувство юмора, сделай мы это где-то еще, наверное, не было бы так весело. Выпустили календарь, деньги пошли на благотворительность. Это был самый ретвитный пост декабря, более 45 млн. человек просмотрело видео с реальными лондонскими таксистами. GetTaxi – это то, что мы называем сервис по-настоящему и маркетинг по-настоящему.

Записала Дарья Маслова