13 Октября 2016 / Статьи

Будущее небанковского онлайн-кредитования 

Автор: Андрей Пономарёв, Илья Беляев
Будущее небанковского онлайн-кредитования
Основатель сервиса по онлайн кредитованию Webbankir Андрей Пономарёв и управляющий директор инвестиционной компании Supremum Capital Илья Беляев написали для Firrma статью, в которой сравнили сектор небанковского онлайн-кредитования в различных регионах мира и предположили, какое будущее его ждет в России.

Онлайн кредитование стало мэйнстримом на всех крупнейших финансовых рынках уже несколько лет назад. Как это ни удивительно, крупнейшим рынком является Китай с оборотами около 150 млрд долларов в 2015 году, следующими за Китаем рынками являются США (22 млрд долларов), и Европа (около 6 млрд долларов с учетом Великобритании и около 1,5 млрд долларов без неё).* 

Российский рынок онлайн-кредитования оценивается экспертами в пределах 6-10 млрд рублей в 2015 году, что в 15 раз меньше объема европейского рынка и в 1500 раз (!) меньше китайского за соответствующий период.** 

Во избежание недопонимания стоит уточнить, что под онлайн-кредитованием подразумевается полностью дистанционное кредитование без необходимости физического контакта между заёмщиками и представителями компании-кредитора или компании-посредника на любой стадии бизнес процессов.    

Если в Китае рынок онлайн кредитования, по мнению экспертов, уже достиг доли в размере около 11% от всего рынка кредитных продуктов, то в США и Великобритании онлайн кредитование составляет пока еще только около 2% от соотвествующего рынка, но при этом продолжает расти сотни процентов в год. 

Скриншот 2016-10-12 13.51.30.png

Наиболее крупными направлениями онлайн кредитования в вышеперечисленных странах являются такие направления как 1) онлайн факторинг кредиторской / дебиторской задолженности, 2) онлайн кредитование малого и среднего бизнеса, 3) розничное кредитование, которое включает как «займы до зарплаты», так и более длинные по сроку потребительские займы и займы на образование, 4) кредитование под залог недвижимости. В России пока, по сути, работает только розничное онлайн кредитование и доля этого вида кредитования в России в пропорции от всего рынка, как можно догадаться, составляет всего лишь мизерные доли процента. 

Если же говорить о перспективах на примере Великобритании, то эксперты прогнозируют, что доля прямого (небанковского) онлайн кредитования в этой стране уже к 2025 году составит от 15% до 40% в зависимости от продукта. Получается что в Великобритании, по ряду традиционных для себя продуктов, местные банки за менее чем 10 лет потеряют около 1/3 своего «родного» рынка? 

А на американском рынке крупнейшие банки уже, по сути, признали, что проиграли pole position технологичным компаниям - онлайн кредиторам и начинают активно работать с ними уже как с равноправными партнерами, инвестируя в акционерный капитал таких компаний или предоставляя им долговое финансирование. В качестве свежих примеров можно упомянуть американский банк JPMorgan Chase, который в прошлом году объявил о партнерстве с американской компанией OnDeck, которая занимается онлайн кредитованием малого и среднего бизнеса - JPMorgan договорился о передаче в OnDeck кредитных заявок от компаний МСБ, которые JPMorgan не обрабатывает из-за недостаточно большой суммы каждой заявки. Параллельно JPMorgan Chase инвестировал в капитал компании AvantCredit, которая выдаёт онлайн среднесрочные потребительские займы. Также в 2015 году структуры банковской группы BBVA и швейцарский банк Credit Suisse инвестировали в капитал американской компании Prosper, а во второй половине 2015 года Credit Suisse предоставил долговое финансирование компании Prodigy Finance, которая занимается онлайн займами на образование. 

Почему западные банки, обладающие большими капиталами, уступают часть своего традиционного рынка инновационным компаниям, работающим в сфере онлайн кредитования? 

Ответ в том, что банки скованны своей существующей бизнес моделью, более жестким регулированием и, как правило, не успевают эволюционировать с той же скоростью, с которой финансовые стартапы осваивают и применяют современные технологии. Эти технологии позволяют молодым небанковским компаниям уже не только дистанционно вести диалог с потенциальным клиентом, но также дистанционно предлагать качественный сервис и оказывать полноценные финансовые услуги. Современные технологии позволяют компании полностью автоматизировать процесс поиска клиентов, позволяют вести только электронный документооборот, а также автоматизировать процесс анализа потенциального клиента, автоматизировать выдачу и возврат займов (что означает отсутствие необходимости физического контакта заёмщика с коллекторами в принципе). За счет этого становится возможным существенно минимизировать количество сотрудников, необходимых компании для ведения своей деятельности, а также отпадает необходимость открывать офисы в регионах, так как до практически любого клиента можно «дотянуться» через интернет. Все это, в итоге, делает финансовую компанию более мобильной и существенно снижает операционные издержки. На западном рынке, в дополнение к вышеперечисленным причинам, важным фактором быстрого роста небанковских онлайн кредиторов стала развитая венчурная экосистема, позволяющая инновационным компаниям быстрее и легче, чем в России получать финансовую поддержку, что ускоряло и ускоряет развитие и внедрение инновационных технологий.

Если ориентироваться на сравнительные метрики западных и азиатских рынков, то потенциал онлайн кредитования в России составляет как минимум 200–1000 млрд рублей в год только для розничного онлайн кредитования (2% от всего рынка розничного кредитования).*** Если же говорить о всем рынке кредитования, то потенциал онлайн рынка может составлять триллионы рублей. Сейчас же этот рынок в России – «скромные» 6-10 млрд рублей

Возникает вопрос – станет ли онлайн кредитование большим бизнесом в России и в чем состоят текущие особенности развития этого рынка?

В части розничного кредитования сдерживающим фактором в России является относительно небольшая, но быстро растущая аудитория, чувствующая себя комфортно с новыми интернет технологиями и готовая брать займы онлайн, короткая линейка розничных финансовых продуктов и все еще относительно низкое проникновение интернета (по сравнению с США и Великобританией). В части онлайн кредитования малого и среднего бизнеса – сдерживающим фактором для развития является отсутствие онлайн (да и оффлайн тоже) доступа к любой достоверной информации о заёмщике – юридическом лице, на основании которой возможно принятие кредитных решений компанией – не банком. Однако в результате роста проникновения электронного документооборота и при реализации таких инициатив, как инициатива ФНС по открытию доступа к фрагментам отчетности налогоплательщиков, данная ниша рынка будет активно развиваться.

В силу того, что российский банковский рынок более конкурентный, чем европейский, а также из-за менее развитой, чем на западе венчурной экосистемы российские банки  начали самостоятельно выходить на рынок онлайн кредитования уже в 2015 году, то есть по прошествии около трех лет после того, как первые российские микрофинансовые организации–стартапы начали запускать инновационные бизнесы по онлайн кредитованию.

На сегодняшний день уже несколько ведущих российских банков начали пробовать себя в новых технологиях по онлайн кредитованию – проект по онлайн кредитованию малого и среднего бизнеса запустил «Альфа-Банк», розничным онлайн кредитованием начинает заниматься «МИГ-Кредит», входящий в группу «Открытие», «Промсвязьбанк» также публично заявил о том, что собирается начать заниматься онлайн кредитованием уже в мае этого года. 

Современные технологии неизбежно будут всё сильнее и сильнее проникать в сектор финансовых услуг как во всем мире, так и в России и, в итоге, станут обязательным атрибутом эффективности каждого финансового, в том числе, банковского, бизнеса, так как уже сегодня эти технологии дают возможность более качественно и недорого проверять потенциальных клиентов, а в будущем получение данных онлайн и последующая онлайн обработка этих данных (BigData) станут, скорее всего, единственно возможным способом проверки контрагентов. Поэтому доля онлайн финансовых услуг в России будет несомненно расти от долей процента к 100% рынка.

Если проводить параллели с западным рынком, то у российских банков две альтернативы – или постепенно сдавать позиции на рынке онлайн финансовых услуг инновационным небанковским компаниям и, в итоге, стать их партнерами или уже сейчас начать активно развивать свои направления по оказанию всего спектра финансовых услуг онлайн. 

Однако основываясь на западном опыте, большим компаниям сложно оперативно перестраивать бизнес модели или создавать инновационные бизнесы руками корпоративных сотрудников–непредпринимателей. Как правило, гораздо эффективнее входить в новое для себя направление за счет покупки уже существующих инновационных компаний и их молодых высокомотивированных команд. Данный подход как раз и лежит в основе развитого венчурного рынка и коммерциализации новых технологий.

*Презентация инвестиционного банка Liberum www.liberum.com на международной конференции LendIt в октябре 2015 года. Информация в презентации собрана из таких источников как WDZJ, AltFi Data, информация самых компаний, Bank of England, FDIC, Federal Reserve, ECB, OECD, «Блумберг». 

**Источник о российском рынке – www.banki.ru, СРО МИР, информация ООО МФО Вэббанкир.

***Предположения Supremum Capital и «Вэббанкир» исходя из размера рынка розничного кредитования в России, оценки которого можно найти на сайте www.banki.ru и ЦБ РФ, плюс оценка будущей доли рынка онлайн кредитования в 2% на основании примера США и Европы.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.