25 Января 2013 / Статьи

TootFM: музыка вас связала 

Дарья Маслова Автор / Дарья Маслова
Дарья Маслова - постоянный автор Firrma.
TootFM: музыка вас связала
TootFM в реальном времени определяет музыкальные предпочтения людей, находящихся в каком-то одном месте, и генерирует общий плейлист. Чтобы интересы посетителя того или иного заведения были учтены, он должен один раз зайти на TootFM, связать свои профили на Foursquare и Last.FM. Такая подборка песен, скорее всего, придется по вкусу большинству посетителей, поскольку составлена она из их же плейлистов.

Сотрудничество меломанов

«Согласитесь, когда собирается большая кампания людей, часто возникает вопрос, какую музыку слушать всем вместе: включить ли радио (какое радио?) или весь вечер слушать плейлист кого-то из собравшихся», – размышляет создатель TootFM Михаил Зарин. Такой «спор вкусовых предпочтений» меломанов может возникнуть и на небольшой частной вечеринке, и на after-party какой-нибудь конференции, и, конечно, во время посиделок в любом общественном месте, где играет музыка. TootFM объединяет плейлисты всех собравшихся, привязывает их к какой-то конкретной геопозиции на Foursqaure и генерирует общий плейлист, который будет проигрываться на радость всем.

Прототип за «рабочие выходные»

Осенью 2012 года Михаил пришел со своей идеей к Петру Татищеву на Harvest@GreenfieldProjectHarvest (Петр сейчас работает в DigitalOctoberCentre– Прим. ред.). «Петр указал мне на программиста: вот сидит Анатолий Макаревич, тебе к нему», – рассказывает Михаил. За пару дней Анатолий сделал сайт TootFM, на котором было четыре кнопки: Foursquare, LastFM, Facebook и «Вконтакте» (сегодня из четырех кнопок осталось только две: LastFM и Foursquare). По сути, это был плейлист для 26 зарегистрированных на TootFM пользователей, объединяющий их музыкальные аккаунты на вышеупомянутых сервисах. Сразу обнаружилось, что около 30 треков из 7831 проанализированных пересекаются по 3-4 раза, то есть входят в музыкальные коллекции сразу нескольких пользователей. Идея окончательно оформилась: с одной стороны, выяснить, где находятся люди, и, с другой, – получить информацию об их музыкальных предпочтениях. Каждое конкретное место с определенными посетителями получает уникальный плейлист, который учитывает предпочтения людей, которые сюда ходят. Есть понятие общего плейлиста (all time visitors), который включает в себя все композиции людей, которые здесь когда-либо бывали, и текущий плейлист (check in now), составленный из музыки тех, кто только что отметился и сейчас находится в этом месте.

LastFMи Foursquare

На сегодняшний день TootFM объединяет всего два ресурса – Foursquare и LastFM. Первый сервис – популярная социальная сеть с функцией геопозиционирования, отвечающий в данном случае на вопрос «Где?». LastFm – один из самых старых сервисов с наиболее упорядоченными каталогами музыки и хорошо проработанным API, отвечающий на вопрос «Что?». Пока на TootFM больше слушать нечего. В планах по развитию – агрегировать библиотеки других западных музыкальных сервисов вроде Grooveshark и Spotify, учитывать при анализе музыкальных предпочтений «лайки» c Facebook. Для проекта на данном этапе очень важна поддержка и мнение экспертов, поэтому в феврале TootFM будет представлен на Зимней музыкальной конференции в Сочи. С российскими ресурсами сложнее – какой бы притягательной ни казалась идея включить в раздачу огромную базу музыки с «Вконтакте», вопрос легальности контента остается ключевым.

B2B

TootFM будет поставлять заведениям (кафе, рестораны, «третьи места») интерактивный плейлист, который учитывает музыкальные предпочтения их посетителей. Именно такая формулировка – «продажа интерактивного плейлиста» – скорее всего поможет создателям сервиса временно решить вопрос с лицензированием музыки. Есть вариант заключать партнерские соглашения с множеством правообладателей, но пока у TootFM нет четкого понимания, что подобный продукт будет востребован заведениями, в этом нет смысла. На сегодняшний день у кафе и ресторанов есть другие альтернативы – онлайн-радио (Pandora для бизнеса в США), специальная музыкальная подборка (как у Starbucks) и пр. Другой вопрос, что TootFM может помочь заведениям наладить прямой контакт с его посетителями. Человек заходит в кафе, в котором вещает TootFM, чекинится через Foursquare, и через пару минут в заведении звучит тот или иной трек из его собственного плейлиста, а также музыка тех людей, которые, как и он, предпочли это место другим. Главное, не забыть перед этим связать Foursquare и LastFM. Для пользователей Foursquare это своего рода еще одно «оправдание», чтобы отметиться: «я отметился в этом месте на Foursquare, потому что я хочу, чтобы здесь звучала музыка, которая нравится мне».

Монетизация

К сожалению, в крупных сетях внедрить TootFM сложно: у них есть регламент, спускаемый сверху. Первое время создатели сервиса будут отталкиваться от «гиковых» мест. Ведется речь о том, что подключать агентов влияния: «Ваше место популярно на Foursquare, не хотите ли вы, чтобы в стенах вашего заведения звучала музыка, которая нравится вашим посетителям? Платите TootFM $15/$150 в месяц и формируйте плейлисты, учитывая музыкальные предпочтения своих гостей». Команда ведет переговоры с небольшими кафе, которые заинтересованы в проекте. Еще один источник заработка – продажа понравившихся треков/плейлистов пользователям. «Третий способ заработка совсем нестандартный. Если вы приехали в незнакомый город и хотите узнать больше о музыкальных вкусах его обитателей, платите какую-то сумму, и TootFM будет транслировать для вас популярные в этом регионе композиции, пока вы не уедете из города», – делится своими планами Михаил Зарин.