1 Марта 2013 / Блог

Последний раз про конкуренцию 

Аркадий Сандлер Автор / Аркадий Сандлер
Аркадий Сандлер - основатель и СЕО Essential Commerce.
Последний раз про конкуренцию
В большинстве кейсов, которые мы анализируем в нашей рубрике «Этот забавный русский commerce», главная причина бед – банальное отсутствие конкуренции самого разного вида. Чтобы закрыть эту вечную тему, просто приведу пару типичных случаев, которые подсказали читатели.

Первый: человек звонит в картинг-клуб, пытается зарезервировать себе заезд. Представитель клуба на другом конце провода отвечает, что у них вообще нет брони. Потенциальный заказчик интересуется, что же ему делать, если по приезду будет длинная очередь – а такое возможно, учитывая, что речь идет о выходном. «Ну что поделать, значит, у вас карма плохая», – слышит он в ответ. Менеджеру кажется, что он остроумно пошутил, но дело даже не в этом – он знает, что в Москве нет конкуренции между операторами, организующими отдых. Ближайший картинг-клуб скорее всего далеко, так что человек с «плохой кармой» все равно придет сюда. Если бы речь шла о конкурентном рынке, за такой ответ моментально уволили бы – потеря лояльного конкурента страшное преступление. Еще бы, в него вбухано столько усилий – сначала его надо заполучить, потом приучить к себе. Но зато каждая последующая продажа ему – дешевле предыдущей. То есть компания получает с него все больше чистой прибыли. Конечно, им дорожат. Но только не здесь.

Другой типичный пример – такси. Казалось бы, появилось много таксопарков и такси-сервисов, но «конкуренция» между ними – обман зрения. В противном случае ситуации, когда тебе за пятнадцать минут до выхода из квартиры сообщают, что машина не приедет, были бы невозможны. Неудивительно, что существенную часть рынка занимают нелегальные таксисты – то есть «бомбилы». И будут – они отчаянно конкурируют между собой и подчиняются рыночным механизмам. Именно поэтому они всегда есть у метро, на выходе из ресторана или магазина. Где угодно и когда угодно – несмотря на пробки, которые так часто мешают легальным такси. Неудивительно, что многие предпочитают их. Так что смысле могу только приветствовать инициативу московских властей раздавать лицензии частным извозчикам. Конкуренция может «вылечить» этот рынок.

И, наконец, третий и последний на сегодня кейс. Вы когда-нибудь задумывались, сложно ли иностранцу сделать заказ в московском ресторане? Я несколько раз ставил простой эксперимент: заговаривал с официантами по-английски. И только в самых хороших и дорогих заведениях иногда находился человек, который мог хотя бы понять меня. Причина та же – все равно придут. Для примера: я вижу, как на глазах подтягивается сервис в Израиле – а это изначально далеко не самая клиентоориентированная страна. Но власти и бизнес очень хотят, чтобы туристы приезжали и тратили деньги. Как итог – в любом ресторане официанты поймут англоговорящего человека.

Конкуренция – вечная тема, поэтому на этом посте я хотел бы закончить ее обсуждение, а в следующих говорить о более частных вещах. Тем более, что сдвиги есть – есть предприниматели, которые это понимают, и их становится все больше. Например, Олег Тиньков с его ярко-капиталистическим мировоззрением. Я в этом смысле тоже сторонник экономики, максимально регулируемой рынком. Молодым предпринимателям могу посоветовать задуматься о том, насколько доволен их клиент – в противном случае рано или поздно они могут остаться не у дел.