4 Марта 2013 / Блог

PR прототипом 

Ксения Чабаненко Автор / Ксения Чабаненко
Ксения Чабаненко – PR-директор Mail.Ru Group. Также основательница PR-агентства А-ТАК – первого агентства, специализирующегося на услугах технологическим компаниям. В своем блоге Ксения будет рассказывать о том, каким должен быть PR для стартапов.
PR прототипом
Итак, у вас на руках прототип или бета-версия вашего детища. Ну что, пришло время сообщить всему миру эту новость? Нет, пока не всему.

Наконец, у вас есть что-то, что можно смело показывать людям – это уже здорово. Но нанимать пиарщика все-таки еще рано. Пиарщик пока все еще вы сам – основатель. Не поленитесь подумать, кто может стать вашими потенциальными технологическими партнерами, и найти их. А также «лидеров мнений» и профессиональных инвесторов в вашей области. После этого постарайтесь встретиться с ними и показать свой прототип, обсудить все его достоинства и недостатки, честно спросить, что они на этот счет думают. На самом деле это очень важный этап – именно сейчас вам как никогда нужны дельные экспертные советы, как вам дальше развиваться. Кроме того, и психологически это тоже будет полезно: невредно узнать, есть ли у вас конкуренты, что они делают и должно ли это повлиять на то, что делаете вы. Лучше узнать плохие новости раньше, чтобы иметь возможность перестроиться. Не стесняйтесь искать контакта с представителями больших технологических компаний, которые работают в вашей и смежных областях – просто идите не через официальные каналы, а как частное лицо. По моему опыту, в нашей индустрии все откликаются очень легко. Пообщаться с ведущим инженером из «Яндекса», Mail.Ru или «ВКонтакта» для вас будет бесценным. Есть куча моментов, которые вы наверняка не учли. Вы, условно, придумали приложение, которое обрабатывает фотографии. При этом, возможно, вы еще не все знаете про API социальных сетей и, как показывает жизнь, не представляете много чего еще важного. «Напроситься» на такую встречу – прекрасный способ устранить хотя бы часть таких «провалов». При этом, повторю, технические люди из крупных компаний вполне демократичны.

Вообще, лучший способ найти всех нужных людей сразу и в одном месте – большое мероприятие. Сейчас довольно много всяких стартаперских встреч, конференций, семинаров, лекций, но хороших все равно мало. Часть мероприятий может быть платными, поэтому выберите самые представительные и полезные для вашего проекта: TechCrunch, DLD и т.д. И обойдите всех экспертов разом, чтобы не терять время, а также повысить вероятность получения содержательного ответа. Классные эксперты практически в любой области – очень занятые люди и порой могут просто не ответить на письмо или сообщение в Facebook, не надо расстраиваться – мероприятия как раз и созданы для того, чтобы пообщаться с тем, с кем сложно встретиться.

Впрочем, сколько бы мы ни говорили про экспертов, финальная оценка прозвучит от инвесторов, на чей суд вы представите свой проект. Сегодня уже можно говорить о том, что самыми «правильными» инвесторами для стартапа становятся венчуры, которые разбираются в этой конкретной нише. Такие люди могут дать хороший совет, а если проект вызовет у них положительные эмоции, то, будьте уверены, они вас запомнят (не надо расстраиваться, что они не вложились сразу после первого знакомства – такое вообще происходит нечасто). Есть здесь еще одна хитрость – инвесторы часто люди увлекающиеся: если вы их «заразите», они помогут вам «нагенерить» интересных идей.

На данном этапе приходится довольно часто сталкиваться с тем, что стартапы так безоговорочно и слепо верят в собственную идею, что либо вообще не ищут экспертных оценок, либо просто ставят между собой и всем миром невидимую «заслонку» – не воспринимают критику (а без критики никуда, никто ведь не делает идеальных вещей). Это очень распространенная ошибка. Но и в другую крайность впадать не надо – вы лидер своего проекта, никто лучше вас не знает, куда его развивать, поэтому следовать всем советам тоже глупо.

В любом случае этап, когда вы приходите на встречу, образно говоря, с прототипом в руках – один из решающих в жизни проекта. Все разговоры до этого были «в пользу бедных»: это были голые идеи и прожекты. Теперь вы доказали, что по крайней мере настроены серьезно и готовы тратить время, деньги и силы на свой проект. Никакие слова не заменят в глазах инвестора этих реальных действий. При этом совершенно необязательно приходить с идеальным прототипом – главное, чтобы он реализовывал ключевую функцию. Пусть будет что-то несовершенное, но «живое». Если в вас поверят, время на улучшение проекта у вас будет. Главное воспользуйтесь своим шансом с умом – ваш пиар сейчас сводится к демонстрации вашего продукта и вас самих – его мощного двигателя.

Комментарии