29 Октября 2012 / Блог

Победа не главное, считает участник MassChallenge 

Станислав Лагун Автор / Станислав Лагун
Станислав Лагун – сооснователь Magru. В 2012 году сервис попал на российский этап MassChallenge – одного из престижных мировых конкурсов для стартапов. Станислав рассказывает о том, что дала поездка в Бостон на глобальный этап MC.
Победа не главное, считает участник MassChallenge
Сегодняшний мой пост – окончание «бостонского» периода жизни нашего проекта Magru. На прошлых выходных состоялся финальный этап конкурса, по итогам которого были отобраны 26 победителей, в число которых, нам, увы, попасть не удалось. Однако как провал и неудачу мы это не рассматриваем – на мой взгляд, дело здесь не в том, что мы оказались хуже или лучше других, а в том, что судьи отдавали предпочтения более «развитым» стартапам, в то время, как наш проект находится в еще довольно зачаточном состоянии. Но в этом я ничуть не чувствую дискриминации – стартап это дико рискованная деятельность в состоянии практически полной неопределенности (выживаемость не больше 2-3 из 10). Победители MassChallenge уже, как правило, показывают свою состоятельность, а значит, ближе к успеху и дальше от провала. Именно им надо сейчас помогать, чтобы они произвели свой impact в обществе, что так ищет MassChallenge.

Подготовка

А теперь обо всем по порядку. В течение последних двух недель мы готовились к финальному выступлению – презентации проекта для панели из 5-7 судей. Нам на почту прислали время встречи с жюри, мы пришли в офис, зарегистрировались, нас направили в невероятно крутой пафосный офис юридической компании на 17 этаже здания, в котором мы обитали вот уже четыре месяца. Потом пригласили в одну из многочисленных переговорных, поставили рядом с проектором напротив подковообразного стола, за которым сидели судьи… и мы, справившись с волнением, начали рассказывать о проекте. Все было довольно просто: есть 20 минут на общение с судейской коллегией, и неважно, как ты используешь это время. Можно было удивить или ошеломить – но мы пошли по более стандартной схеме, которую рекомендовал сам MassChallenge, и потратили 10 минут на питч, а еще 10 – на сессию вопросов и ответов.

Хотя опыт публичных выступлений у меня уже довольно большой, всё равно было волнительно. Репетирую я, как правило, сначала перед зеркалом, а потом меняю позиции до тех пор, пока не будет получаться то, чего хочу. Плюс делаю перерывы, чтобы совсем не заездить и не заучить текст до такой степени, когда почти не понимаешь, что говоришь, а просто повторяешь выученную речь. Это очень важно – только тогда человек может манипулировать речью, а не, запинаясь, пытаться вспомнить, что же там было дальше по тексту. Так что в плане репетиций важно не переусердствовать.

Мне всегда казалось, что в Америке ребята привыкли выступать перед публикой, делать elevator pitch и т.д. Но накануне дней презентаций все в офисе MassChallenge ходили туда-сюда, репетировали, нервничали. Волнение было видно невооруженным глазом.

Точно так же, как и мы, волновались ребята из Kernel Corp (он же NetGen) и CardioWave – российских команд. Конечно, за них мы болели больше всего. Мы чувствовали некое родство, да и знали о них куда больше, чем о любом другом стартапе здесь. Однако и среди других команд были любимчики.

Удивительно, но никакой «спортивной злости» по отношению друг к другу не чувствовалось. Некое ощущение конкуренции было только внутри – каждая команда была занята мыслями не о том, насколько она лучше или хуже других, а тем, насколько хорошо удастся преподнести свой проект судьям. Так что не было никаких перешептываний за спиной, косых взглядов – и это очень здорово.

В один из дней подготовки к презентации нас пригласил Аксель Тилльманн – руководитель офиса РВК в Бостоне, который на протяжении всего этого времени был нашим ментором. По воле случая он попал в число судей, которые должны были оценивать Magru в финале. Можно было, конечно, промолчать об этом, но это было бы не совсем честно. Мы заявили о совпадении организаторам. Было решено, что выставлять баллы Аксель нам не будет, но зато сможет присутствовать на выступлении. Я, разумеется, был не против – очень хотелось, чтобы ментор услышал итоговый вариант и впоследствии смог бы объективно рассказать, что было хорошо, а что было плохо.

Чем помог конкурс?

Сама презентация перед судьями прошла в абсолютно штатном режиме – вопросы были ожидаемы, да и обсуждений, по словам Аксела, после выступления было немного. У меня сложилось впечатление, что идея проекта сама по себе интересна. Итоговые оценки от судей оказались чуть выше средних, однако этого оказалось мало. С уровнем реализации проекта, который сегодня мы показываем, претендовать на победу мы не смогли.

Сухим же остатком для Magru оказалось отнюдь не то, какой вердикт вынесут судьи, а то, как мы сами оцениваем наше движение вперед за время жизни в Бостоне, что получили в процессе работы тут. Выигранный конкурс я лично изначально рассматривал скорее как приятный бонус. Самое главное, что за эти четыре месяца наш стартап довольно сильно продвинулся. Во-первых, мы неплохо поработали с технической частью – усовершенствовали сайт: оптимизировали просмотр публикаций для мобильных устройств и начали работать над нашим непосредственным «рынком электронных публикаций» (marketplace). Во-вторых, совместно с нашими бостонскими менторами окончательно разобрались в концепции и позиционировании сервиса. Что также важно – мы полностью переписали финансовый план и дорожную карту проекта, определились, какие шаги рассчитываем предпринять в ближайшем будущем и какие измеримые результаты ожидаем.

Нам удалось довольно четко сегментировать аудиторию проекта. Пообщавшись со многими менторами, мы составили представление о том, как нужно будет работать с каждой из групп авторов или читателей нашего e-publishing сервиса. Например, поняли, что можем сделать ставку на студентов – и сейчас активно работаем с бостонскими университетами, предлагая учащимся заливать на наш сайт все те учебные работы, которые им пришлось и приходится писать в процессе учебы. Многие из них заслуживают внимания большего, чем преподавателя, самого студента и жёсткого диска его ноутбука. С другой же стороны, для нас эти работы – возможность получить на сайте интересный и свежий контент, который, по большому счету, не появится больше нигде. То же самое мы хотим предложить и российским студентам, когда вернемся в Москву. Надеемся, нам действительно удастся заинтересовать и уверить ребят, что многие из их работ отнюдь не «ненужная писанина», и могут быть интересны и другим людям – если их выкинуть «в мир» через наш сайт. Примерно таким же способом, как и студентов, мы «взяли на прицел» представителей и других категорий потенциальных авторов электронных публикаций.

Единственное, что немного огорчает, – что уже в конце октября мы должны будем покинуть Бостон. Конечно, мы будем очень скучать по всему, что нас тут окружало и что стало за эти месяцы родным. Здесь удалось с головой погрузиться в работу. Да и общение с представителями бостонских вузов придется вести уже через интернет. В то же время, я чувствую, что вернуться и встретиться с «массчелленджерами» и другими «обитателями» Бостона нет никакой проблемы, так как мы уже стали частью этой закрытой «тусовки» выпускников акселератора. Чтобы вновь оказаться здесь, достаточно просто снять квартиру в Бостоне – и никаких трудностей. Но сейчас критической необходимости находиться в США для нас объективно нет: нам важно то, с кем мы будем работать. Соблазн остаться в Бостоне возникает только тогда, когда мы понимаешь, что в Америке у людей готовность использовать такие сервисы, как наш, куда больше, чем в России – так что объем потенциальной аудитории в США для Magru однозначно выше – и мы интуитивно хотим географически быть ближе к нашим пользователям. В Америке большинство ниш, которые мы могли бы занять в России, уже заняты – однако сам по себе рынок здесь огромен, люди привыкли к тому, что платить за что-то скачанное в интернете вполне логично. Плюс некий уровень готовности к инновациям здесь тоже куда выше: потребителям постоянно подсовывают что-то новое и те охотно это пробуют; в России же, как правило, большинству стартапов просто приходится «воспитывать» клиентов.

Какой путь выбрать? Это вопрос грамотной стратегии, мы пока об этом размышляем. Однако, каким бы не был наш следующий шаг, многим мы обязаны этим четырем месяцам в MassChallenge. Мы поработали над функционалом, в какой-то мере «зацепились» и обозначились на американском рынке и точно решили, что здесь следует развиваться в обязательном порядке. Так что, думаю, садясь в самолет до Москвы, мы надолго прощаться с Бостоном не будем.

Комментарии