9 Ноября 2012 / Блог

Лучший критерий это traction 

Аркадий Морейнис Автор / Аркадий Морейнис

Аркадий Морейнис – предприниматель, создатель DarkSide.vc

Лучший критерий это traction
Много раз за последние годы я наблюдал за попытками создать некий сводный лист лучших стартапов. Тема эта «горячая» и всегда вызывает активные споры. Но сам я к идее рейтингов барометров отношусь скептически. Почему?

Давайте попробуем мыслить логически. Для начала: вы слышали про такие рейтинги в Америке? Я лично – нет. И неудивительно – в них нет смысла. Применительно к стартапам имеют право на существование только две оценки: со стороны инвесторов и со стороны рынка. С первым все понятно – есть проект хороший, в него вложатся, пусть даже он не стоит в каком-то индексе. Обратное тоже верно – высокое место в списке не поможет привлечь финансирование. Значит, рейтинг не особо-то и нужен – как стартапам, так и инвесторам.

Вторая важная оценка – это реакция рынка. Но тут все показатели объективные: посещаемость или число скачиваний, финансовый рост и т.д. То есть и здесь сводные таблицы «самых-самых» не нужны (тем более, что какие-то показатели уже меряют разные сервисы). На самом деле единственное, что действительно имеет значение на ранней стадии проекта и на что всегда обращает внимание инвестор – это traction, динамика (на эту тему, кстати, есть очень интересное эссе Пола Грэма – «Startup = growth» – советую его прочесть). Померить traction рейтингами, понятно дело, нельзя.

Таким образом, сама идея рейтинга выглядит странно – нормальный инвестор сам разберется, кто хорош, а кто плох. Но даже если мы представим, что это не так, есть и серьезная «логистическая» проблема: «а судьи кто»? Понятно, что нужен кто-то компетентный, кому рынок готов доверять. Единственный, кто реально подходит на эту роль – инвестиционные структуры – не могут выполнять ее по понятным причинам. У нас есть только один способ проголосовать – вложить реальные деньги в стартап. Иначе это выглядит странно – поэтому я, кстати, не очень люблю и всякие конкурсы – сидят в жюри несколько инвесторов и дают в итоге какому-то стартапу приз. На этом месте все время хочется встать и спросить: а если он такой прекрасный, почему же вы не профинансировали его? Выглядит, мягко говоря, странно.

Кто-то может сказать, что появляющиеся время от времени подборки «самых-самых» проектов от авторитетных американских медиа у нас очень любят – они тут же попадают в сети, где их активно обсуждают, в том числе и инвесторы. То есть вроде как влиятельные медиа могли бы быть мерилом (правда, сначала давайте честно ответим себе на вопрос, устраивают ли нас рейтинги, которые составляют наши СМИ в погоне за модной темой «стартаперства»). Это правда, но тут важно не забывать две вещи. Во-первых, они не претендуют на объективность, это всегда листинг, составленный живым автором, у которого есть свое мнение и который заслужил право его озвучивать. Как Арингтон, например. И да, оно нам интересно, потому что это некая отправная точка, которая помогает понять, куда движется мир и индустрия. И, во-вторых, это всегда в той или иной степени маркетинговая история, к которой слишком уж серьезно никто не относится.

Так что я останусь при своих – наш рынок маленький, все инвесторы и так прекрасно знают нормальные проекты, листинги нам для этого не нужны, а лучший критерий это traction.

Комментарии
ПочиниМоюТачку   12.11 20:18
согласны полностью, traction лучше любого рейтинга
Guest   24.06 09:11
видео приколы лучшее бесплатно http://videoqw.info