18 Января 2013 / Блог

Десять - и точка 

Дмитрий Фалалеев Автор / Дмитрий Фалалеев
Издатель Firrma
Десять - и точка
Я не всегда могу ссылаться на мнение конкретных людей, но есть несколько вопросов, в которых инвесторы в основном сходятся во мнении и ответы на которые стартапам было бы невредно узнать.

Придумаю некоего «собирательного» инвестора и дам вам для обдумывания несколько его наблюдений. Просто как факты, без интерпретаций.

Как много хороших венчурных проектов появляется в стране за год?

Итак, сколько? Ну, говорит «собирательный» инвестор, если исключить стартапы, сделанные профессиональными менеджерами (ушедшими, например, из Mail.Ru и Yandex), а также условно «звездные» проекты, которые до нас доходят уже проинвестированными и относительно взрослыми (понятно, что таких немного) – десять штук в год. Не знаю, почему, но многие инвесторы называют именно эту цифру. Десять интересных капиталистам проектов попадают на «свободный» рынок – немного, так что есть, над чем подумать.

Как помогают мероприятия проекту?

Никак. Это спорное мнение, но я заметил, что участие в конкурсах для многих толковых инвесторов становится скорее минусом, чем плюсом. Даже победа в них. Есть несколько проектов – я не буду их называть – частое участие которых в мероприятиях уже стало причиной шуток. Похоже, им будет очень непросто получить финансирование. Это, кстати, свежий тренд – прошлого года.

Нужен ли проекту PR?

Это вопрос, тесно связанный с предыдущим. Так вот – скорее нет, чем да. По рынку сегодня ходит, условно, штук 30-40 прекрасно всем известных проектов, они дают интервью, попадают в рейтинги, в СМИ. Всех их капиталисты знают, как облупленных – инвестиции из них получит мало кто, и чем больше они на свету, тем меньше у них шансов на это. Наибольший интерес у инвесторов, по моему опыту, вызывают проекты, которые «выходят из гаража» после полугода работы и уже с полуготовым продуктом. И лучше если все это время они бутстрепили, а не пиарились.

Как получить за проект миллион?

Миллион, конечно, некая мифилогизированная цифра (именно за этой суммой охотился Остап Бендер). И небольшая, как многим кажется. Поэтому многие просят именно миллион. Или оценивают свой проект в миллион. Получает мало кто, потому что инвесторы умеют строить финансовые модели. Надо ли говорить, что их раздражает, когда у них просят миллион за идею. Чтобы быть еще понятнее: в прошлом году Pruffi – уже взрослый и сложившийся стартап с хорошим финансовым потоком привлек от Almaz $1,200 млн.

Где привлечь $100-300 тыс.?

А вот это, кстати, и правда проблема. Для фонда мало, для ангела часто – много (а самих ангелов как раз, напротив, мало). В общем, по моему личному опыту, такую сумму найти едва ли не сложнее всего.

Это лишь несколько наблюдений, и, думаю, имеет смысл сделать рубрику «сломанный телефон» постоянной.

P.S. Мы добавили в нашу базу стартапов несколько новых участников. Фокусирую внимание на этом, потому что происходит это на Firrma.ru нечасто – мы стараемся найти перспективные проекты. Встречайте, голосуйте, помогайте коллегам.

- Онлайн-страховщик путешественников Cherepaha http://firrma.ru/rating/startups/947/

- Сервис по бронированию столиков в ресторанах (Киев) GetRest http://firrma.ru/rating/startups/853/

- Победитель «Битвы стартапов» на последнем TechCrunch Moscow, онлайн-площадка по бронированию экскурсий Excursiopedia http://firrma.ru/rating/startups/885/