18 Июня 2013 / Среда

Патентуй это 

Антон Малышев Автор / Антон Малышев
Антон Малышев – сооснователь биотехнологического стартапа Lactocore.
Патентуй это

Cтартапы в биотехе сложны и затратны. К тому же, всегда есть риск, что кто-то из «гигантов» уже начал заниматься разработкой похожего продукта в своих R&D. Страх того, что внутри корпорации уже рождается продукт, который со своей командой создаешь ты, как жить с ним? На что стоит обратить внимание маленькому глубоко технологическому стартапу. Об этом рассуждает на примере своего биотех-проекта Антон Малышев, сооснователь стартапа Lactocore, занимающегося разработкой нового компонента для детского питания.

Стартапы в области биотеха обычно основаны на НИОКР, научной разработке, поэтому сначала необходимо провести патентный поиск для РФ и остального мира по своей технологии/веществу/чему угодно. Например, мы провели поиск по нашей молекуле и не увидели в патентах у корпораций данного вещества.

Но, предположим, вам не так повезло, как нам. Как можно обнаружить, что вас уже опередили? Запросто. Если у кого-то из больших игроков есть схожая разработка, тогда она однозначно запатентована, т.к. корпорации патентуют все, что имеет какую-либо ценность. В таком случае вам нужно здраво оценить свои ресурсы и либо оставить свою идею, либо попытаться опередить гиганта. Второй вариант – компании имеют уже готовый продукт на рынке на основе такой технологии. Ответ тот же. Но теперь стать первыми не получиться никак, нужно конкурировать по параметрам эффективности и/или цены, открывать другие рынки и т.д.

При этом стоит понимать, что система сама отфильтрует лишних. Скажем, ты хочешь продать Google новый движок для поисковика. А у компании огромный отдел разработчиков, в который вложены большие деньги. Согласитесь, было бы нелепо тщательно обеспечивать работу системы, в рамках которой не найдется достаточно интеллектуальных ресурсов, и компании приходится покупать у стартапа технологию взамен своей. Поэтому продать что-то крупному игроку на рынке – просто и сложно одновременно. Всего лишь нужно предложить ему что-то прогрессивное, что соответствует трендам на рынке, их политике, ну и способно принести им деньги, конечно. Т.е. ты должен сделать качественный и по-настоящему инновационный продукт, за который, в идеале, будут сражаться компании на рынке. Не так уж сложно, не правда ли?

Тут может возникнуть череда резонных вопросов. Так имеет ли силу патент? Предположим, получил его основатель стартапа, а корпорация решила сделать что-то подобное – удастся ли ей обойти патент разработчика? Что, собственно, делать, если выясняется, что «гигант» стал заниматься тем же, что и молодая команда? Ведь у корпорации больше ресурсов, темпы роста будут выше. Какой будет стратегия?

Ответ может быть весьма неоднозначным. С одной стороны, патенты нужны с точки зрения как чисто юридической, так и репутационной. При этом надо понимать, что дешевый патент легко обойти, а хороший патент обычно слишком дорог для начинающего стартапа. К тому же все довольно жестко завязано по срокам. Поэтому нужно очень аккуратно рассказывать о своем продукте, пытаясь прикрываться NDA и ноу-хау (да, многие скажут, что ноу-хау в РФ не работает, но и тут тоже есть репутационные аспекты), и патентоваться только в тот момент, когда ты точно знаешь, какой именно тебе патент нужен, ну и когда у тебя есть на него деньги. И все это верно только для случая, когда ты планируешь продавать IP. Если у тебя B2C-компания, и ты активно продаешь продукт, то можно ограничиться несколькими дешевыми российскими патентами.

Есть еще пара важных вещей. Во-первых, на тернистом предпринимательском пути неплохо бы иметь проводников. Оптимальный состав команды менторов – 3 opinion leader’a: один – ас в науке, другой – в медицине (в нашем случае), третий – в рынке и бизнесе интересующей тебя отрасли. Собственно, у Lactocore есть менторы во всех трех направлениях. Наличие подобной опоры позволяет не совершать очень многих ошибок, а также получать все плюсы статуса протеже выдающихся профессионалов.

Где их искать? Среди профессоров своего университета, заинтересованных ученых и врачей, с которыми вы обязательно познакомитесь на одной из тематических конференций и выставок, среди организаторов и экспертов различных стартаперских конкурсов, иногда – среди всего лишь чуть более опытных товарищей по биотехнологическому бизнесу. Вопрос лишь в том (и это вторая важная вещь), насколько хороши вы (команда), ваша технология и то, способны ли вы поведать об этом окружающим. Нужно один раз четко осознать, что вы потенциально делаете что-то невероятно стоящее. А потом работать. Много и упорно работать, чтобы в это поверил и весь остальной мир. 

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.