5 Июля 2012 / Опыт

Откуда есть Mail.ru пошла 

Алексей Кривенков Автор / Алексей Кривенков
Алексей Кривенков сооснователь и бывший совладелец компании Mail.ru.
Откуда есть Mail.ru пошла
Этим текстом начинается наш новый проект «Как это было», в рамках которого создатели известных рунет-брендов будут вспоминать, как они стартовали со своими проектами. Первый – Алексей Кривенков, сооснователь Mail.ru.

Эту историю надо отсчитывать с 1997 года. Я тогда работал в нью-йоркском офисе разработчика софта DataArt, небольшого стартапа с российскими корнями, где я был одним из младших партнеров, а также админом и вообще, как это бывает обычно, «всем сразу». Компания у нас была небольшая – что-то около 20 клиентов. Как раз тогда в бизнесе началась повальная мода на «корпоративные мейлы», и мы решили сделать систему, в которой удобно будет заводить рабочую почту – что-то вроде нынешнего сервиса google mail. Я написал на «перле» скрипт, который позволял одному администратору заводить много доменов и давал возможность админам уже внутри них создавать пользователей и управлять ими. Это были первые зачатки того, что позднее преобразовалось в Mail.ru.

Вскоре мне пришлось уехать из Штатов. Вернувшись в Питер, я продолжил работать на DataArt – нанимал местных программистов и управлял ими. В нашем питерском офисе было действительно очень много инженеров, которые объективно были гораздо сильнее меня в программировании. Один из них – Дмитрий Андрианов, который на самом деле, я считаю, гениальный программист, как раз в то время начал экспериментировать и добавлять к интерфейсу управления аккаунтами возможность читать почту. Тут надо заметить, что примерно в это же время Microsoft купил Hotmail за какие-то очень серьезные деньги, и это нас, безусловно, вдохновило. В общем, в какой-то момент мы решили, что располагая отличным движком, вполне можем создать в России сервис, представляющий бесплатную почту всем. В придачу, нашим хорошим друзьям принадлежал домен mail.ru. Для нас тогда это был никакой не бизнес – просто прикольная штука. Но основной владелец DataArt Евгений Голанд поддержал нас и предложил попробовать стартовать. Мы выкупили домен и открыли сервис в тестовом режиме – пока для своих, без всякого маркетинга и пиара. Акционерами стали те же люди – совладельцы DataArt и несколько физических лиц. Управлял проектом я.

Совершенно неожиданно для всех он стал быстро расти – настолько, что фокус DataArt, который взял нас под свое крыло, очень быстро сдвинулся с поддержки американских клиентов на работу с Mail.ru. Стало очевидно, что нам нужны деньги на развитие. Никаких фондов в России тогда толком не было, поэтому стали искать инвестиции в США – тем более, что мы в этой стране давно работали. В итоге собрали от фондов и частных инвесторов что-то около миллиона долларов – огромную по тем временам сумму. Проект же развивался – меньше, чем через год, у нас было несколько десятков тысяч пользователей.

В начале 1998 года мы отправились в Москву (все это время мы сидели в Питере) – знакомиться с большими интернет-компаниями. Их тогда было не так много: Rambler, Yandex, «Апорт», Lenta.ru, Gazeta.ru, еще парочка – рынок был совсем маленьким. Нам хотелось, чтобы о нас узнали, мы даже рассматривали возможность объединиться. Главной практической пользой от нашей поездки стали договоренности с поставщиками контента – новости от «Инфоарта», Lenta.ru, Gazeta.ru мы теперь размещали на главной странице Mail.ru. Причем все бесплатно – в то время никто еще не продавал трафик. Этот ход вполне соответствовал нашей стратегии – посмотрев, как развивается Yahoo, мы начали строить портал с кучей сервисов (новости, погода, курсы валют и т.д.). Но главным продуктом была, конечно, почта, и «растили» мы в первую очередь именно ее. При этом продукт всегда оставался бесплатным. В общем-то парадигма развития была не очень сложной.

Впрочем, и совсем легко тоже не было. У нас был один сильный конкурент – компания Chat.ru. Более того, когда мы пришли на этот рынок, они там уже работали, и чувствовали себя прекрасно. Но мы довольно активно работали локтями: экспериментировали с сервисами, пробовали раздавать свою почту в доменах конкурентов. У нас получилось рассмотреть зарождающийся тогда тренд – растущий интерес к путешествиям, и мы купили долю в Travel.ru. Все это на нас работало, к тому же, ребята из Chat, похоже, недооценили технологическую составляющую – у них была репутация сайта, который часто «падает». Мы же, кстати, над этим много корпели (и именно с технологиями связаны многие сложные моменты – количество пользователей росло очень быстро) – компания даже переехала в Москву из Питера из-за того, что в последнем нам не хватало каналов. В общем, мы достаточно быстро обошли конкурентов.

Безусловно, правильным шагом, позволившим нормально развиваться, было привлечение инвестиций на ранней стадии. Как я уже сказал, реклама в Рунете не продавалась – примерно до 2001 года был полный штиль. Поэтому и мы ничего не зарабатывали, все наши усилия были направлены на привлечение трафика, с чем мы успешно справлялись. Безусловно, наши инвесторы были очень опытными и потому терпеливыми людьми, потому что верили, что рано или поздно в России, как и на Западе, станут покупать рекламу (так и случилось, как мы все знаем). Слегка дрогнули они только после того, как лопнул памятный «пузырь доткомов». Тут уже нам пришлось понервничать, но в итоге примерно в это время у нас начались хоть какие-то продажи, и инвесторы несколько успокоились. В целом я считаю, что наша стратегия была абсолютно верной – да, не было денег «прямо сейчас», но компания очень бурно росла, пользователей становилось все больше, а мировой опыт показывал, что рано или поздно наша модель станет приносить деньги. Пробовать заработать «копейки», чтобы хоть как-то монетизировать сервис, означало затормозить развитие. Мы знаем примеры, когда наши конкуренты дрогнули, начали предлагать платные сервисы, и в итоге вылетели в трубу.

В 2001 году, когда рынки наконец стали расти и компания собиралась переходить на новый уровень, эта история для меня закончилась. У меня случился конфликт с другими акционерами, и меня отстранили от управления организацией. Примерно в это же время поступило предложение от Юрия Мильнера объединиться с его сервисом List.ru (до этого он объединил с тем свою первую компанию Netbridge). Мне такой вариант не понравился, поэтому я, забрав свою долю деньгами, вышел из проекта. Остальное, думаю, все знают.

Если бы меня спросили о том, какие ошибки я допустил в том первом для меня проекте, то я бы назвал консервативность. Можно было бы расти еще быстрее, если бы я больше рисковал и не пытался подстраховаться. Надо было запускать больше новых продуктов и сервисов и не бояться их «убивать», если что-то не получалось, не бояться тратить ресурсы на что-то важное. Сейчас я бы так и действовал. Но были ошибки, на которые мне сложно было влиять. При мне у нас, допустим, так и не было собственной команды инженеров, что, конечно, очень тормозило рост. Всю техническую работу нам делала DataArt. Я с этим был не согласен – собственно, потому и случился конфликт с другими акционерами.

Почему у нас в итоге получилось сделать лидера рынка? У нас было красивое имя, удобный сервис и интерфейс и не было по-настоящему мощных конкурентов – ни у Yandex, ни у Rambler еще очень долго не было нормальной почты. А мы делали хороший продукт и потому все само прикладывалось. Не думаю, что это всегда правильная логика, но для новых быстрорастущих сегментов она точно подходит.

А также:
Запуск ICO: технический аспект

21.03.2018

Запуск ICO: технический аспект

Автор / Алексей Лыков