26 Мая 2017 / Опыт

Практика подбора международного акселератора для российского стартапа 

Автор: Роман Куликов
Практика подбора международного акселератора для российского стартапа
Основатель стартапа в сфере обеспечения безопасности движения автомобилей Neelar Роман Куликов написал о том, как искал подходящий международный акселератор для развития своего проекта. 
 
После продуктивного зимнего касдева на CES-2017 (спасибо #GoTech и #Kaspersky lab – приз оказался весьма кстати) мы в Neelar, по совету Людмилы Голубковой (партнер фонда Starta Capital – прим. ред.), этой весной начали подыскивать подходящий акселератор на лето-осень. Наш предстоящий шаг – показать действующий прототип ряду корпораций-мейджоров и организовать с ними пилотный проект для доработки MVP.
 
В Сколково нам был предложен на выбор целый набор из 39 международных партнёрских акселераторов. Что интересно, для Сколково у ряда акселераторов имеются особые программы, не представленные публично на сайтах. Кроме того, Сколково доступна информация о внутренней кухне акселераторов. Методически мы отобрали из списка 9 подходящих (без российских корней, релевантной направленности, с фокусом на технологии, стадии pre-seed/seed):
- Houston Technology Center
- Innovation Works, Питтсбург
- Y Combinator
- BOLT, Бостон
- Airbus BizLab
- Catapult, Лондон
- Tech Founders
- BMW Startup Garage
- Mercedes adVANce
 
По делам стартапа я в середине апреля ездил в США: в Нью-Йорк и Бостон. Поэтому предметно нашёл в интернетах дополнительные акселераторы по тем же критериям:
- Tech Stars (Нью-Йорк, Бостон, и др.)
- URBAN-X (Нью-Йорк)
- ERA (Нью-Йорк)
 
Кроме того, я познакомился с ректором Сколтеха А.П. Кулешовым и его сотрудниками, которые подсказали мне несколько весьма полезных контактов в MIT – для получения обратной связи и рекомендаций на месте. 
 
После выбора группы подходящих международных акселераторов я в апреле провёл встречи с некоторыми из них – почувствовать, что человеческое, на самом деле, стоит за их яркими и многообещающими сайтами.
 
TechStars – один из известных и крупных акселераторов с офисами в нескольких городах США и с акселерационными программами по всему миру. Офис в Нью-Йорке находится на Бродвее. Кстати, кому интересно, в открытом доступе довольно подробная статистика их портфельных проектов, с поимённым указанием закрытых, активных и поглощённых проектов (с объёмами последующих инвестиций) . 
 
На мои предложения о встрече, по почте и через группу FB, меня автоматически перенаправили на платформу f6s.com для заполнения заявки. В принципе, в своём FAQ они так и пишут: мы не поддерживаем визиты стартапов с улицы к себе в офис. Дело понятное: процесс на потоке, некогда от него отвлекаться на несистемные обращения.
 
URBAN-X – относительно новый акселератор (около года работает), который сделали себе MINI (британский автомобильный бренд в составе BMW Group) с венчурной фирмой SOSV. Торчание автомобильных ушей из этого акселератора особенно меня воодушевило и, как оказалось, не зря. На моё обращение о встрече довольно быстро ответили и пригласили в гости. Расположен акселератор в Бруклине, в просторном одноэтажном здании, стоящем между портовой промзоной и кварталом знакомой по кино жилой таун-застройкой с курящими на крыльцах пенсионерами. Встретила меня молодая женщина, руководитель программы, очень приятная во всех отношениях, особенно на контрасте с толпами фриков на улицах Нью-Йорка, что и немудрено: MIT, Harvard, Cornell... Внутри – две зоны: первая, кишащая творческими хипстерами и авторской мебелью, насквозь просматривается с улицы через витрины. Вторая зона ненавязчиво закрыта от внешних взоров, там за нормальными столами трудится десяток технологических стартапов и делать фото там нельзя. 
 
Был получасовой очень насыщенный и содержательный разговор. Кратко, BMW имеет три щупальца для работы со стартапами: 
1. iVentures, давний CVC, работающий с матёрыми стартапами 
2. заведённая в 2015 году бессрочная программа Startup Garage, которая заказывает для BMW пока ещё не существующую продукцию у стартапов ранних стадий, имеющих MVP–- микс пилотных проектов, акселерации и приращения стоимости стартапа за счёт первых продаж мейджору. Работает с ранними стартапами и с матереющими 
3. заведённый в начале 2017 года акселератор для стартапов ранних стадий URBAN-X. Работают с ранними стартапами. 

Возможная траектория стартапа выглядит как URBAN-X --> Startup Garage --> iVentures. Нужно понимать, что BMW входит в некий альянс с VW и Daimler как через коммерческие связи (Here, и др.), так и по германскому ВПК, и все они имеют взаимное проникновение с гигантскими IT-корпорациями США. 

Меня пригласили на демо-день в мае (к сожалению, не было возможности посетить) для того, чтобы я познакомился с нью-йоркской публикой, которая приходит посмотреть на технологические проекты как на объекты инвестиций, чтобы я мог начать свой exposure на площадке URBAN-X, так сказать, авансом до начала третьей когорты (лето-осень 2017). Видно, что люди работают, не балбесничают.  Мы подали заявку в этот акселератор. 
 
ERA – акселератор в центре Манхэттена, на 17, кажется, этаже одного из этих знаменитых небоскрёбов (и да, в лифте, действительно, отсутствует кнопка 13). К сожалению, руководителей в тот день не было, и меня приняла младшая девочка, которая только смогла поводить по залам и поповторять, что написано на их сайте. Возможно, из-за отсутствия на месте кого-то вразумительного из сотрудников, акселератор оставил впечатление чего-то хипстерского и без фокуса на чём-то понятном. Думаю, я в его сторону больше смотреть не стану.

Собираясь в Бостон, я рассчитывал найти там большое число технологических акселераторов: MIT рядом как-никак, и традиция биомед компаний. Однако, навскидку, как ни странно, нашлось их мало. 
 
В общем-то, все указывают на Bolt да и всё. По всем признакам (география, фокус по тематике и стадиям, чек до $500 тысяч) – это именно то, что нам нужно; Людмила Голубкова среди списка с десятком других акселераторов сразу выделила именно Bolt. Хотя потом мне в MIT сказали, что Bolt, на самом деле, не совсем акселератор; что их основное – это VC, а акселератор – это одна из форм работы с портфельными проектами. Навскидку, похоже на модель работы команды Starta.
 
По дороге в Бостон я попросился к Bolt в гости, благо их офис был в двух минутах от моего хостела, посреди делового центра Бостона и неподалеку от живописной исторической застройки. В отличие от NY, по Бостону прогуливаться – это удовольствие: совсем другой дух, более содержательный, приличная публика. Вероятно, пристрастие к академическому окружению - следствие моей профессиональной деформации, и кому-то другому, наоборот, больше нравится оголтелый Нью-Йорк.
 
Bolt мне довольно оперативно и вежливо во встрече отказал – уже есть портфельная компания похожего технологического профиля – и пожелал удачи. В течение пары дней я пытался достучаться до них: писал, что давайте я всё расскажу, что мы не конкуренты с Point 1 Navigation, что порекомендую их другим отечественным стартапам, чуть было не зашёл пару раз без приглашения, проходя мимо их офиса по своим делам; и даже связался с Point 1 Navigation по почте – но меня все быстро заигнорили. 
 
Сначала я расстроился, но Шари Лёссберг из MIT (спасибо профессору СколТеха Илье Александровичу Дубинскому за знакомство) помогла мне взглянуть по-другому. В нашей целевой отрасли (технологии ADAS и управления беспилотными автомобилями) пока нет ни сложившегося набора технологий, ни компании/альянса-лидера. Никто не знает, какие именно проекты «выстрелят» и какие метаморфозы эти проекты претерпят в перспективе пары лет, и многие делают венчурные ставки на этом поле. Bolt сделал свою ставку на поле (на самом базовом уровне это можно расценивать как признак привлекательности поля; но эта привлекательность и так всем известна -см. аналитику CBinsight, например). Любой другой стартап, который находится в близком продуктово-технологическом поле (в нашем случае – это технологии прецизионной относительной спутниковой навигации для предупреждения столкновений автомобилей) потенциально может в будущем стать соперником, даже если сейчас к этому нет показаний. Пивоты – штука непредсказуемая. В США к ним относятся как к норме, а у нас пивот обычно воспринимается как признак провальной работы: типа, не справились с заявленным. Поэтому любые контакты с потенциально соперничающим стартапом – это предпосылки будущих проблем, которых разумные организаторы стремятся избежать. Со мною могли бы встретиться для разведки в пользу своей портфельной компании. И я был бы рад, ничего бы не понял, всё бы рассказал, однако такое неэтичное поведение считается неприемлемым. Тут я был удивлён. Какая ещё этика у американских бизнесменов? Но Шари утверждала это чётко. Так что мои настойчивые попытки встретиться даже после отказа должны были показаться Botl дилетантскими, я полагаю. Надеюсь, мой опыт будет полезен кому-то другому.
 
В апреле же я беседовал по скайпу с акселератором Houston Technology Center (HTC). Дарья Липатова из Сколково в числе прочих передала им наши материалы, и HTC высказал заинтересованность в более близком знакомстве. HTC существует уже почти 18 лет, он был сделан для обслуживания нефтяной отрасли и также имеет привязку к NASA, в портфеле десятки проектов. Для Сколковских резидентов есть программа, не представленная на сайте, без входа в капитал и относительно недорогая. Нам этот акселератор интересен выходом на нефтяников для пилотного проекта в их многочисленных закрытых зонах: это хорошая тренировка, пока для беспилотников закрыты дороги общего пользования. Со мною беседовали двое мужиков в возрасте – Ник (энергетическая акселерация) и Рубен (международная акселерация), а всю коммуникацию до, во время и после весьма добросовестно обеспечивал парень Артем. Вероятно, русскоязычный, но пока в этом не признается.
 
Они задали стандартный набор вопросов (кто клиенты, какой следующий шаг, были ли инвестиции, чем отличаемся от…, кто в команде). А потом стал спрашивать я с целью понять, какой networking&exposure даёт их акселератор и какие бывают траектории дальнейшего развития. В целом, нам подходит их предложение: оно чётко фокусировано на технологиях, на ранние стадии, даёт прямой выход на промышленность (в данном случае, на нефтяную, для закрытых зон которой у нас есть кейс для пилотного проекта) и на сеть бизнес-ангелов. Поэтому мы подали заявку сюда.

Продолжение следует
Комментарии