17 Сентября 2012 / Опыт

Приложение второго уровня 

Роман Никитин Автор / Роман Никитин
Роман Никитин - основатель Inventarium, сооснователь и CTO ePythia. До этого был разработчиком в ИД "Афиша" и сервисе YouDo.
Приложение второго уровня
Разработчик любого программного обеспечения, к сожалению, не может протестировать его на мышах или подопытных кроликах. Ему может казаться, что он создал продукт, который пользователи просили, но при ближайшем рассмотрении тот нередко оказывается совсем не тем, чего пользователи хотели. Для создателя ПО крайне важно фиксировать любые отзывы пользователей, чтобы затем учесть их в процессе «допиливания» нового продукта. Этот закон давно работает в web`е, и он в полной мере касается рынка ПО для мобильных устройств. Роман Никитин придумал Inventarium – инструмент для работы с обратной связью пользователей мобильных приложений, позволяющий разработчикам и менеджерам продуктов своевременно определять проблемы приложения и быстро на них реагировать, снижая негативный эффект и повышая лояльность пользователей. Роман стартапер с опытом – достаточно вспомнить его предыдущий проект – сервис персонального планирования ePythia.

Откуда идея?

В работе над предыдущим стартапом у нас, как у разработчиков, у самих возникла потребность в таком инструменте. К этому моменту мы придумали приложение, и у нас были на его счет какие-то свои гипотезы и идеи, о которых мы хотели спросить наших пользователей, чтобы проверить их на практике. Хотелось активного общения, «движухи», общения пользователей между собой. В большом интернете эта модель работает давно и успешно: на разных форумах, в разделах «обратная связь» пользователи оставляют свои комментарии и замечания, но на рынке мобильных приложений мы не смогли найти подобного продукта. Существующие приложения Copiny.com, Uservoice.com и Getsatisfaction.com сконцентрированы на крупном бизнесе, ниша мобильных приложений их не сильно интересует. Работают они только с iOS, пока игнорируя Android и Windows Phone 7, и стоят от $70 до $100, что не всегда доступно стартапу.

То есть, изначально ты взглянул на потенциал продукта как клиент?

Верно. Выходило, что я, как разработчик мобильного приложения, понимал, в каком инструменте я нуждался и сам знал, как его сделать и продвигать. У меня появилась уверенность в том, что я вполне могу сделать такой продукт в одиночку. Пару февральских недель я по 16 часов не вставал от компьютера, писал Inventarium. За неделю перед первым Харвестом сделал прототип, который полностью перерос в итоговый продукт. Получил интересный опыт, презентовав проект на Харвесте. После этого я полгода его допиливал и запустил только в июле. Следуя принципам, изложенным в книге «Rework» от ребят из «37 сигналов» я совершил попытку быстрого запуска продукта с большим стратегическим планом, без погони за сиюминутным успехом или за ростом на заемные деньги.

Расскажи, пожалуйста, подробнее о самом продукте.

Inventarium представляет из себя модуль, который другие разработчики встраивают в свое приложение и получают от пользователей обратную связь. Одна из основных проблем существующих систем в том, что пользователю нужно сделать несколько лишних шагов (дополнительная авторизация, переход из приложения на сайт форума и пр.), чтобы оставить свой отзыв. Известно, что каждый лишний шаг отсекает половину желающих высказаться. Кроме того, в этом случае и процент невозврата очень высок. Inventarium же является органичной частью приложения.

Как выглядит UI? Как работает сервис?

На практике это работает так: пользователь заходит в приложение, видит, что все хорошо, но чего-то ему не хватает. Приложение содержит кнопку feedback. Нажимая эту кнопку, пользователь попадает в Inventarium. Это фактически форум, где пользователи оставляют свои комментарии и общаются друг с другом и разработчиками. Чтобы оставить свой отзыв, пользователю не нужно покидать приложения или дополнительно авторизовываться. Inventarium может помочь разработчику понять, почему пользователи приходят и через какое-то время удаляют приложение. Еще одно важное преимущество Inventarium – я могу что-то обновлять в программе, совершенствовать ее, но это не потребует от разработчиков внесения каких-то изменений в их собственный продукт: система будет меняться автоматически внутри их приложения. Разработчик управляет сервисом через контрольную панель на сайте Inventarium, где он видит все свои приложения и все свои форумы. В случае участия в дискуссии, его ответ маркируется как официальный. Сейчас есть web-версия «админки», но если возникнет необходимость, будет разработана и мобильная версия.

Как тебе кажется, кто особенно нуждается в твоем продукте?

В подобного рода инструменте нуждаются либо новички, которые только запустились и находятся в поисках себя, либо приложения с большим потенциалом роста, которые хотят развиваться дальше с учетом потребностей их пользовательской аудитории. В перспективе это, конечно, повысит лояльность пользователей к приложению и его разработчикам. Как это часто происходит: пользователю что-то не нравится, он идет и оставляет негативный отзыв на Маркете. Здесь, оставив свой комментарий в Inventarium и получив от разработчиков обратную связь (а если еще ошибка будет починена!), пользователь будет удовлетворен, и в этот пик, если ему предложить, к примеру, оставить отзыв на Маркете, он скорее всего это сделает, и отзыв будет хорошим. В конечном счете это скажется и на рейтинге приложения.

В какую сумму обойдется Inventarium разработчику?

Понимая, что для начинающего стартапа платить за какой-то дополнительный сервис $100 непросто, я разработал гибкую рабочую партнерскую систему для разработчиков – исчисление в пользователях. Месяц-другой для стартапа – не срок, чтобы у них появились деньги на оплату каких-то дополнительных сервисов. Я предлагаю им пользоваться Inventarium бесплатно, пока количество пользователей не возрастет до 10 000, и после этого единая цена для всех – $49 в месяц.

Чего тебе сейчас не хватает, чтобы бизнес начал приносить деньги?

Клиентов, и только клиентов. Продукт полностью готов, в инвесторских деньгах я не нуждаюсь, да это и не их история. С самого начала я не планировал из Inventarium строить миллиардную историю с выходом на IPO. Это средний бизнес. Сегодня я ищу клиентов, поэтому в beta предлагаю им еще более льготные условия. Так же ищу технологических партнеров, ими могут стать инкубаторы, акселераторы и технические сообщества – их «птенцам» и выпускникам я готов помочь как советом, так и дополнительной внушительной скидкой.

Вопросы Дарья Маслова

Комментарии