4 Февраля 2013 / Интервью

«СпикФон»: внимание, говорит домофон  

Дарья Маслова Автор / Дарья Маслова
Дарья Маслова - постоянный автор Firrma.
«СпикФон»: внимание, говорит домофон
В голове Ильдара Гайнанова телевизионный слоган «замени скучные гудки на веселый рингтон» молниеносно переродился в концепцию «замени трель домофона на полезную информацию». Так появилась идея проекта «СпикФон» и план объединения всех домофонов России в единую централизованную сеть, позволяющую транслировать сообщения различного характера.

Сначала немного «матчасти». Система «СпикФон» запатентована и включает в себя отдельный модуль, который при подключении к домофону позволяет загружать, хранить и проигрывать аудиосообщения. По замыслу создателей, «СпикФон» может информировать жильцов о чрезвычайных ситуациях, транслировать объявления от коммунальных служб и администрации города. Домофон сообщает, сдается ли или продается в доме квартира, в каких числах жильцы должны собраться на субботник, когда произойдет отключение горячей воды, где в ближайший weekend состоится марафон по спортивной ходьбе и другую актуальную для жителей информацию.

«У административных служб каналы по работе с населением часто ограничиваются объявлениями не первой свежести в подъезде или на двери, – рассказывает об идее основатель проекта Ильдар Гайнанов. – Мы предоставили им инструмент работы с конкретными жителями конкретного дома или района». Сообщения проигрываются при входе человека в подъезд (когда открывается дверь), выходе из него (в момент открытия двери), при вызове абонента путем набора номера квартиры (в момент ожидания соединения). Отдельно слушать домофон не потребуется: на вход и выход из подъезда у нас уходит порядка 5 секунд, за это время создатели «СпикоФона» транслируют сообщение длинною в 8-10 слов. Для гостей, которые ждут ответа из квартиры и в среднем проводят у дверей подъезда 11 секунд, начитываются более длинные послания в 18-20 слов.

Модуль по имени «Старк»

Идея «СпикФона» родилась в 2009 году – она хранилась в записной книжке Ильдара больше года и ждала своего часа. В 2010 году один из его друзей, с которым Гайнанов знаком с четырех лет, инициировал реализацию, вызвавшись стать первым инвестором. В 2010 году команда из пяти человек начала работу над проектом, в середине 2011 года получила первый патент. «Риск, на который мы пошли осознанно, – раскрытие всей информации организации, которая проектировала опытную модель модуля до того, как мы запатентовали изобретение. Процесс патентования и изготовления первого образца шел параллельно», – рассказывает Ильдар. Одно небольшое конструкторское бюро взялось за производство. Сам модуль, который изобретатели назвали «Старком» в честь героя комиксов Marvel, по размеру меньше ладони. Именно это приспособление анализирует работу домофона и заставляет его «говорить». Модуль – дополнение к существующему оборудованию, так сказать, апгрейд домофона. По внешним признакам «Старк» распознает, что произошло: открытие двери, вызов квартиры и пр. После того, как появилась на руках тестовая версия модуля, ребята подали заявку на грант Агентства инвестиционного развития республики Татарстан по статье «поддержка малых инновационных предприятий». В общей сложности к концу 2011 года на разработку «СпикФона» было потрачено порядка 4 млн. руб. и в 2012 году еще около 7 млн. руб.

Сообщение для «Старка»

Загрузка аудиосообщений в систему «СпикФон» происходит удаленно, с помощью GPRS. В каждый модуль вмонтирована сим-карта, предоставленная сотовым оператором, на которую никто извне дозвониться не может. Процедура передачи информации в домофон занимает не больше часа (в экстренных случаях – от 2 до 7 минут) и позволяет быстро оповестить людей, например, о чрезвычайной ситуации. Есть у «СпикФона» и таргетирование: географическое (сообщения могут транслироваться на город, район и даже подъезд) и суточное (прайм-тайм здесь, как и на ТВ – с 17 до 22). Модуль воспринимает только заранее запрограммированные команды. Ежедневно в 4 утра каждый модуль выходит на связь с головным центром и подает сигнал: «я работаю», «за прошедшие сутки я транслировал такое-то сообщение столько-то раз» и пр. Далее запрашивает обновление. Загрузка сообщений происходит централизованно: массово – во все домофоны города, локально – в любой его район, точечно – в определенный дом или подъезд. Каждый пользователь авторизован: это мэрии городов, главы ТСЖ и управляющих компаний. После прохождения обучения и заключения договора они получают логин и пароль для доступа в свой личный кабинет, из которого могут управлять системой исходя из своих полномочий. Большинство процессов происходит автоматически.

О чем говорит домофон

Полезность и актуальность сообщений главный критерий – есть внутренняя политика компании, касаемая характера информации. У «СпикФона» заключены контракты с множеством служб, которые поставляют жителям контент. «Предлагаем собраться на субботник», – информирует ЖКХ, параллельно оповещая об собрании жильцов, отключении воды и сборе денег на капремонт. Полиция транслирует сообщения об участившихся случаях мошенничества. Министерство спорта рассказывает о бесплатных спортивных секциях или соревнованиях, которые происходят в районе. Министерство культуры оглашает свою программу мероприятий. Почта России сообщает о том, что за пенсией лучше приходить не сегодня, а завтра.

СпикФон разработал три основных программы. «Город» – это те самые бесплатные сообщения спецслужб для населения на входе и выходе. «Феникс» – быстрое точечное оповещение всего подъезда о пожаре. В этом случае каждый житель слышит в своей квартире сообщение об эвакуации. При этом трубку домофона снимать не надо. Доступ к трансляции сообщений внутри квартир имеют только пожарная служба и МЧС. Сообщение о пожаре зашито в модуль, так что в экстренной ситуации его нужно просто инициировать. Третья программа – «ЧС» – глобальное оповещение города или района. В случае экстренной ситуации транслируется одно из девяти разных сообщений, также загруженных в модуль. Все три проекта разделены технологически, чтобы система не была взломана.

Бизнес-модель

Модули «Старк» всегда находятся только в собственности ЗАО «СпикФон». Это необходимое условие создания единой системы информирования и оповещения удобной для использования Министерством чрезвычайных ситуаций Российской Федерации.

Чтобы сохранить контроль над компанией и разработкой и в долгосрочной перспективе хорошо зарабатывать на этой системе, «СпикФон» устанавливает оборудование за свой счет и далее заключает договора с одной стороны подрядными организациями, которые обслуживают домофоны, и с другой – с заказчиками сообщений. Сегодня компания зарабатывает на трансляции платных сообщений – например, у того же Министерства культуры, которому выделено 400 тыс. бесплатных сообщений, есть возможность приобрести дополнительное время за отдельный бюджет. Второй источник заработка – контракт с МЧС на предоставление услуг по оповещению населения.

Желанный венчур

«На начальном этапе велико желание здесь и сейчас получить венчурные инвестиции. И, тем не менее, мне было с самого начала очевидно: чем дольше мы не привлекаем финансирование, тем дороже стоит наша компания, – размышляет Ильдар. – Существует точка зрения: «сегодня привлечем 60 млн. рублей и расслабимся». На самом деле «расслабимся» – это вообще плохо для стартапа. То, что мы не «продались» еще год назад – это хорошо, мы все время были в тонусе, деньги постоянно заканчивались, мы искали источники финансирования и стремились зарабатывать больше. На мой взгляд, только теперь мы созрели для венчурных инвестиций». Не так давно проект привлек деньги от Startobaza, а сейчас ищет инвестора, который понимал бы специфику работы с государственными структурами, масштабными городскими программами и имел опыт в области приборостроения.

Каждому городу по «СпикФону»

Создатели утверждают, что у «СпикФона» нет аналогов в мире – где-то в Германии вместо гудка в домофонах играет мелодия, в Японии в подъездах есть «тревожная кнопка», но «СпикФон» пока более технологичный продукт. На сегодняшний день только домофонная сеть Казани оснащена этой системой. Заявки на внедрение поступили от порядка 16 субъектов Федерации, интерес проявляют Белоруссия, Казахстан. В ближайших планах – установить систему в Самаре, Уфе, проект активно продвигается в Подмосковье.

Изучить проект можно здесь http://speakphone.ru