8 Февраля 2013 / Интервью

NARR8: дружок, хочешь, я покажу тебе сказку? 

Дарья Маслова Автор / Дарья Маслова
Дарья Маслова - постоянный автор Firrma.
NARR8: дружок, хочешь, я покажу тебе сказку?
NARR8 – (от narrate – рассказывать) бесплатное приложение для планшетов iOS и – с февраля 2013 – Android. Это – библиотека интерактивного контента: от motion-комиксов и графических новелл до исторических и научно-популярных книг. В первую же неделю релиза в ноябре 2012 года приложение оказалось на первом месте в топе российского AppStore в категории бесплатных развлекательных приложений. А сегодня покорило ту же вершину, но уже в американском AppStore (под iPad). Разберемся, что это за стартап. Исполнительный директор компании Максим Матвейко объясняет, какие истории рассказывает NARR8.

Кому принадлежит идея?

Идея платформы для интерактивного контента на идеологическом уровне возникла летом 2011 года. Придумала проект кампания из трех человек – Александр Ващенко, Алиса Чумаченко и Игорь Мацанюк – все состоявшиеся в бизнесе люди. Александр Ващенко – большой любитель и коллекционер комиксов, ранее работал в таких компаниях как IT-Territory и Astrum Online Entertainment, Алиса – в Game Insight. Игорь Мацанюк – в прошлом основатель IT-Territory и Astrum Online Entertainment, бывший вице-президент Mail.ru, основатель Академии проектов Farminers и председатель совета директоров Game Insight. Проект финансируется инвестиционной компанией IMI.VC, принадлежащей Игорю. На сегодняшний момент инвестиции в проект составили $4 млн. Игорь Мацанюк – его инвестор и ментор, а Александр Ващенко президент. Такая синергия.

Кто разрабатывает интерактивный контент для NARR8?

Студии формировались одна за другой внутри NARR8.

Какими темпами наращивали производственные мощности?

К ноябрю 2012 года, к моменту запуска проекта, 9 студий выпустили 10 сериалов, в каждом из которых было готово по 4-5 эпизодов. Один эпизод длится около 20 минут.

По контентной части: какие форматы вы развиваете?

Первый формат – motion comics, в русском нет точного перевода. Это что-то среднее между обычным комиксом и анимацией. Разница в том, что в анимации чаще всего есть озвучка, мы же вместо нее используем комиксовые баблы, но при этом наши motion comics продвинуто анимированы. В этом формате у нас 6 очень разножанровых сериалов.

Все герои комиксов оригинальные?

Да, все они придуманы и отрисованы нашими студиями. Первый неоригинальный контент, который мы привлекли, – цикл фантастических романов «Тайный Город» Вадима Панова, по мотивам которого нами был придуман сериал. Но это уже следующий жанр, который мы развиваем, – интерактивные романы или новеллы. В отличие от комиксов, где большой упор делается на графику и мультипликацию, в новеллах больший упор на текст. Наши новеллы анимированы и озвучены, все это обеспечивает погружение в дополнительную реальность. Более того, в новеллы Панова, например, мы добавили игровые функции – скажем, пользователь может самостоятельно задать тон диалогов, выбрав одну из предложенных реакций главных героев. Глобального влияния на сюжет это не оказывает, но дает читателю ощущение большей вовлеченности.

Что за третий формат?

Третий формат – non-fiction, научпоп. «Легкий» образовательный контент, в который мы добавили видео и интерактивные элементы. В этом формате мы вскоре запускаем несколько образовательных сериалов – например, интерактивная химия, физика, математика. Речь не идет о замещении традиционных форм обучения – нет, это скорее о развитии интереса к школьным предметам, о дополнительном красочном учебнике, с которым легко и интересно взаимодействовать.

Я правильно понимаю, что зарабатывать вы планируете на платном контенте?

Нет, это не так. Контент должен быть бесплатным для пользователя – в этом заключается принципиальная позиция NARR8.

На чем же вы будете зарабатывать?

Идеальное для нас развитие событий – контентные спецпроекты. Речь не идет о сериале, который в лоб рекламирует какой-нибудь бренд. Мы планируем прийти к ситуации, выигрышной для всех сторон – когда наши читатели получают интереснейший оригинальный контент, а наши рекламодатели – качественный продукт и увлеченную аудиторию.

Насколько трудоёмок процесс производства интерактивных комиксов?

В среднем цикл до запуска сериала составляет 2-3 месяца: пока мы пишем историю, разрабатываем стиль, подбираем референсы, затем прорисовываем персонажей, создаем новую вселенную. После того, как 4-5 эпизодов готово, запускаемся, а дальше команда каждые две недели производит новую серию. То есть мы выходим как телевизионная передача – новый эпизод раз в две недели. NARR8 – это интерактивный канал для планшетов, в идеальном случае потребитель воспринимает нас как альтернативу ТВ, но на мобильном устройстве.

Вы упоминали, что путей монетизации несколько, какие еще?

Классическая реклама – прероллы, ролики. Раз мы даем пользователю бесплатный контент, мы имеем право показать ему рекламу. Идея в том, что тот же преролл можно сделать интерактивным, собрать его внутри нашего движка и дать пользователю возможность с ним немножко повзаимодействовать.

Какова аудитория вашего интерактивного канала?

Всего у NARR8 300 тыс. пользователей. Активное ядро, которое открывает приложение 2-3 в неделю, – 100 тысяч. Весь контент доступен на русском и английском языках. В следующем месяце появятся еще два – корейский и испанский, дальше – португальский, китайский… Мы ориентируемся на глобальный рынок. Для того чтобы контент был интересен локальному читателю, в NARR8 была создана профессиональная команда «локализаторов», в которую вошли как носители языков, так и опытные переводчики.

Кто ваши конкуренты?

Подобных NARR8 платформ для разнообразного интерактивного контента я больше не знаю. Среди motion comics есть один сильный конкурент – Madefire. Просто по комиксам, только оцифрованным, есть крупная платформа, которой пользуются все студии, рисующие комиксы – ComiXology. Мы все-таки про интерактивный контент, а здесь просто классический комикс только на экране iPad. Есть видеоканалы, которые транслируют бесплатный контент, есть книжные приложения, которые выдают книжный контент. Такого всеобъемлющего канала, который объединил бы все эти форматы, нет, и мы отчасти создаем эту нишу. С одной стороны, это большие риски, с другой, – большая возможность.

Куда планируете расти?

Мы совершаем параллельное движение в двух плоскостях. С одной стороны, нам интересно привлекать сторонних разработчиков контента. NARR8 – это интерактивная платформа. Запустившись с тем контентом, который уже доступен для скачивания, мы хотим задать некую планку, на которую будут ровняться так же и внешние студии. Сейчас мы наращиваем трафик и параллельно работаем над созданием удобного редактора, который позволит другим производителям самим загружать свои продукты. Где-то к концу весны мы будем готовы открыть API, предоставив нашу платформу внешним студиям, независимым художникам, которые хотели бы монетизировать производимый ими контент. Мы станем витриной интерактивного контента с базовой премодерацией. Собственно, еще один из способов зарабатывать – предоставить возможность сторонним производителям продавать их контент. Наш контент мы оставляем бесплатным, и это основной драйвер привлечения новых пользователей. Вторая параллельная задача – нарастить аудиторию. Мы кроссплатформенные – весь контент будет сразу попадать на все платформы: iOS, Android, Windows 8, плюс на максимальное количество внешних рынков.

Выйдем на Amazon Kindle, попадем в планшеты Nook, в России обещают появление локального российского стора. Студий внутри NARR8 не растим. От понятия студий мы перешили на понятие блоков. Например, в направлении motion comics, у которого есть продюсер, часть производственного цикла вынесена в отдельную группу, которая обслуживает все студии: сборщики, технические программисты и пр. Мы строим издательство и нарабатываем индустриальные практики: пытаемся настроить процессы так, чтобы теми же производственными мощностями производить больше контента.

Какой уникальный опыт вы наработали?

Мы мощно запустились в ноябре, но в какой-то момент поняли, что нам нужно обучать пользователей, которые не всегда понимают, что мы им предлагаем. Многие кликали, скачивали приложение и оставляли его на недельку повисеть. Вход не такой быстрый, как в играх – там люди обычно скачивают приложение и в первые 24 часа пробуют его – если игра не понравилась – удалили, если понравилась – продолжили играть. У нас спрос отложенный, и в основном это связано с тем, что люди не всегда понимают, что мы им предлагаем. В этом вопросе больше помогает работа с прессой. В последние полтора месяца мы сделали упор на PR и чуть меньше стали тратиться на классическую покупку трафика. На деле мы оказались достаточно революционными ребятами.

Изучить проект можно здесь http://narr8.me