28 Февраля 2013 / Интервью

Сергей Жуков: «Мы здесь люди не новые» 

Сергей Жуков: «Мы здесь люди не новые»
Как получилось, что вокалист группы «Руки вверх» Сергей Жуков приложил в начале 2000-х годов руку к нескольким известным играм, а потом и вовсе стал венчурным инвестором.

Давайте с самого начала: как вы попали в венчурную индустрию?

Знаете, я привык, что люди, видя меня на стартап-мероприятиях или слыша в привязке к моим интернет-проектам, удивляются. Все привыкли ассоциировать меня с группой «Руки вверх», но мне бы хотелось, чтобы знали и о моей «другой жизни». Тем более, что я в этой индустрии совсем не случайно.

Вот об этом и хочется узнать.

Ну, вообще-то я активный интернет-пользователь с 1996 года, со времен первых модемных линий и культовых чатов. Первый сайт «Руки вверх», еще на html, писал я сам. Позднее мы делали совместный проект с компанией «ФинТек»: какие-то смешные фишки типа виртуальной идентификации фаната группы по отпечатку пальцев и т.д. Но начинать отсчет, наверное, надо с культовой в то время игры «Бойцовский клуб». Я очень активно в нее играл и даже вошел в топ-20 самых сильных игроков. После этого меня пригласили в закрытый клан, где я познакомился с людьми, многие из которых позднее стали моими партнерами и друзьями: Игорь Мацанюк, Никита Шерман и другие. Потом у нас случился конфликт с создателем игры, который посчитал, что наш клан слишком влиятелен и опасен, и просто его стер. Мы собрались и решили в итоге не бить ему морду, а сделать игру, которая отнимет у него аудиторию. Зарегистрировали компанию, наняли людей – что-то около 25 человек, и за полтора года написали «Территорию». Запустили в День космонавтики. В компании работало очень много людей, которые сейчас отлично известны в интернет-бизнесе: Игорь Мацанюк, Никита Шерман, Алиса Чумаченко. Мы активно развивались и в какой-то момент решили продаться – было довольно много претендентов, и российские компании, и американские фонды. В итоге покупателем стала Mail.ru. Ребята остались, а я решил выйти из бизнеса – все-таки я был музыкантом, активно пошли концерты. Чуть позднее попробовал заниматься музыкальным бизнесом в интернете – 2001 году открыл сайт mp3.ru. Это был первый музыкальный ресурс с большой легальной базой. Пытались приучить людей платить за контент, как это принято во всем мире, но ничего, увы, не получилось. В это же время начался новый виток популярности «Руки вверх», и я сфокусировался на ней. Но проект был хороший.

Когда вы говорите «мы», кого вы имеете в виду?

Себя и своего партнера Сергея Максимчука. Спустя какое-то время мы снова активизировались в интернете, так что, как видите, мы здесь люди не новые.

Какие интернет-проекты сейчас развиваете?

Есть несколько проектов, связанных с электронной коммерцией, «Товары из 90-х», «БериДари».

Как правильно определить вашу роль в них? Вы инвестор, но принимаете ли участие в их развитии?

Я не занимаюсь операционным управлением, я ведь не менеджер. Мне бы хотелось считать себя мозговым центром.

Что вы имеете в виду – маркетинг, развитие?

Да, маркетинг, PR, какие-то вещи, связанные с развитием, партнерством. Наверное, продюсирование самое точное слово. Надо учитывать, что музыкальная деятельность никуда не делась – я езжу на гастроли. Операционной работой занимается мой партнер.

БериДари, пожалуй, самый известный ваш проект. Расскажите про него.

Революционный – дурацкое слово, но здесь оно подходит. Мне очень интересно им заниматься.

А что там с бизнесом?

Сейчас мы закрыли первый раунд финансирования. Не могу пока сказать, кто инвестор. Но мы не раздуваем инвестиции, у нас очень продуманный план. Это не просто стартап, который будет развиваться по ситуации – мы очень хорошо понимаем, куда и как идти. Сейчас заканчиваем техническую часть, API, базу и т.д. Это большая работа – представьте, каково обработать базу «Озона» или Sapato. Дальше будем заниматься развитием продукта. Я, кстати, не зря сказал про революционность. Я считаю, это уникальная система благодарностей. Не надо больше думать, что и как подарить – секретарю, другу, коллеге – кому угодно. Можно эту проблему одним кликом, по сути, решить.

А как там с монетизацией?

Пока рано об этом говорить. Скоро мы выложим боевую модель, и к лету я, наверное, смогу ответить на этот вопрос. Но вообще рынок подарков очень большой. Мы заказывали хорошие дорогие исследования, и, если им верить, там крутится около $1 млрд. Даже если 2% его занять, это будет впечатляющий результат.

Вы сказали про первый раунд. Какие у вас вообще цели как у инвестора? Собираетесь выходить из проекта?

Это тоже преждевременный вопрос. Впереди много интересной работы: монетизация, масштабирование (пока мы работаем в Москве и Петербурге). Мы, кстати, потихоньку и про второй раунд начинаем думать.

Готовы ли вы инвестировать в другие проекты?

Мы очень плотно общаемся с рынком, с инвесторами и другими ангелами: Аркадием Морейнисом, Игорем Мацанюком и другими. Но вообще, наверное, не совсем правильно называть нас инвесторами – нам нравится запускать собственные проекты.

То есть даже в чужие проекты входить не планируете? У вас ведь, наверное, есть такая возможность.

Знаете, мы вот, например, с Игорем Мацанюком дружим и у нас периодически случаются совместные проекты. Он может со мной проконсультироваться по поводу музыки к игре или попросить что-то сделать на этом поле. Такие партнерства возможны. Очень может быть, что мы сделаем с ним интернет-проект, связанный с шоу-бизнесом.