30 Апреля 2013 / Интервью

Стартап «Купи Батон»: муж будет доволен 

Дмитрий Фалалеев Автор / Дмитрий Фалалеев
Издатель и главный редактор проекта Firrma.
Стартап «Купи Батон»: муж будет доволен

«Ой, а купи еще молоко» – такое сообщение, топчась в магизне, наверное, получал каждый из нас, особенно если он – мужчина. Бродящие со скомканнными бумажками в руках между стеллажей молодые и не очень люди – верный атрибут любого магазина в выходной день. Одному из таких мужчин – это был Сергей Булаев – однажды это надоело и он решил сделать приложение, где можно было бы создавать удобные списки покупок. Так появился стартап «Купи Батон». По словам основателя, оно прибыльно и им пользуется около 3 млн. человек. Какое-то время «Купи Батон» лидировал в американском App Store в своей категории.

Как появился проект?

Идея сделать удобный список покупок для смартфона пришла мне в голову во время самого заурядного похода в магазин за продуктами. Я стоял в супермаркете и в очередной раз перечитывал сообщение со списком покупок от жены, пытаясь понять, что я уже купил, а что ещё нет. Пока я разбирался с одним сообщением, она успела отправить ещё штук пять. Я начал раздражаться: почему мы не пользуемся каким-нибудь специальным приложением, которое бы упростило этот процесс? Вернувшись домой, я отправился искать такое приложение в App Store, чтобы раз и навсегда решить эту проблему и избавить себя от мучений. К моему удивлению, оказалось, что все существовавшие на тот момент списки покупок были очень сложными и навороченными, ими просто не хотелось пользоваться. Ещё было ощущение, что им всем не хватает чего-то важного, той же синхронизации списков между устройствами. И тогда я решил сделать классный список покупок сам.

В чем вообще его основная идея и почему считаете, что она работоспособна?

«Купи батон!» — это действительно удобный и функциональный список покупок, который при этом остаётся максимально простым.

Мы создаём продукт, которым ежедневно пользуемся сами, его используют наши друзья и еще 3 миллиона людей, которые ходят в магазин за продуктами. У всех них есть вполне определённая проблема, которую успешно решает «Купи батон!».

Почему считаете, что проект нужен потребителю?

Потому что «Купи батон!» никогда не задумывался для конкретного потребителя. Мы никогда не садились и не думали: а какой бы проект нам сделать, а кому это может быть интересно? Повторюсь, мы просто решаем проблему, которая есть в жизни практически каждого человека. «Купи батон!» появился из жизни, он живой, для живых людей, а не для выявленной в результате маркетинговых исследований целевой аудитории.

Можно немного конкретнее?

Есть такая клёвая книга под названием The Innovator's Solution, которая в своё время буквально перевернула моё сознание. Из неё я впервые узнал о disruptive innovations, «разрушающих инновациях». О том, как простые продукты могут побеждать на рынке, свергая сложные и давно устоявшиеся. Мобильные приложения могут сами создавать новые ниши, предлагая максимально простые решения привычных проблем. Это и наш список покупок, и тот же WhatsApp, и приложение с рекомендациями вин Vivino, которое, кстати, недавно сэкономило мне несколько сотен рублей в магазине.

Как проект зарабатывает? Если пока не зарабатывает, то как собирается?

У нас две версии приложения: платная, которая стоит 99 рублей, и бесплатная с ограниченным функционалом. Зарабатываем на продаже платной версии и размышляем над другими возможностями монетизации проекта.

Конкуренты у вас есть? Кто они?

Количество приложений в App Store приближается к своему первому миллиону, а списки покупок исчисляются сотнями. Не скажу, что мы окончательно всех победили в своей категории, но осенью прошлого года довольно долго удерживали в американском (читай — мировом) App Store позицию списка покупок №1.

Среди конкурентов есть несколько популярных продуктов, с которыми мы соперничаем уже не один год. Например, ShoppingList, одно из старейших приложений, хоть и практически не обновляется последние пару лет, но по-прежнему держится в западных «апп сторах» на очень высоких позициях. В России одно время нас пытались сравнивать с приложением «За покупками» от питерской команды i-Free, но у наших продуктов есть принципиальные различия.

Что стало самым большим вызовом?

Неприступность иностранных рынков. В течение полугода мы никак не могли найти к ним подход. Продажи на Западе примерно равнялись российским, роста не было. Мы пробовали всё: рекламные сети (выходило дорого), покупки установок (короткий рост сменялся длительным падением), «питчи» блогеров (на которые обычно никто не отвечал, ведь тогда мы просто не умели делать это правильно). И вдруг в феврале 2012 года сработала длительная бесплатная раздача приложения. За четыре дня получили более двухсот тысяч установок, новые пользователи стали активно рассказывать о приложении своим друзьям, и мы начали подниматься в рейтингах.

Сколько у вас сейчас людей в команде?

Всего в компании сейчас работает 20 человек, среди них не только программисты, но и дизайнеры, тестировщики, маркетологи, поддержка. Многие удивляются, зачем такому минималистичному продукту такой большой штат, но при этом не думают о том, каких усилий нам стоит продолжать делать его таким простым и понятным даже ребёнку.

До этого проекта у вас уже был предпринимательский опыт?

Конечно. Я всегда работал только на себя. С детства увлекался программированием и начинал свою карьеру в качестве фрилансера. Когда появился интернет, оказалось, что там легко находить заказчиков и зарабатывать написанием программ. Со временем это привело к созданию моей первой компании «Скрипт». Мы занимались аутсорсингом, работали на заказ, но примерно через полтора года я выдохся. Так что когда один из моих крупнейших клиентов предложил выкупить у меня большую часть компании, чтобы делать собственный продукт, я согласился. Так я получил надёжного партнёра, а компания стала продуктовой.

Кроме программирования у меня есть хобби: чтение. В какой-то момент это хобби привело меня к увлечению блогами, и в результате я участвовал в создании нескольких известных русскоязычных контентных проектов, например, «Интернетные штучки» и «Лайфхакер». «Штучки» я продал несколько лет назад, а над развитием «Лайфхакера» сейчас работает созданная мной компания «Буферная бухта».

На чьи деньги развиваетесь? Собираетесь ли привлекать инвестиции?

Раньше никогда не думали об инвестициях, начинали на свои, потом приложение стало неплохо зарабатывать. Но сейчас мы видим, что если сделать его бесплатным, то появляются более интересные модели монетизации, которые могут принести суммы совсем другого порядка. Так что — да, сейчас мы думаем о привлечении инвестиций в «Купи батон!».

Изучить проект можно здесь http://kupibaton.ru