7 Ноября 2012 / Интервью

«Лайк» или не «лайк» – вот в чем вопрос. Разговор со стартапом Buy By Like 

Дмитрий Фалалеев Автор / Дмитрий Фалалеев
Издатель Firrma
«Лайк» или не «лайк» – вот в чем вопрос. Разговор со стартапом Buy By Like

Продолжаем знакомить вас с молодыми интересными проектами. На этой недели мы поговорили со стартапом Buy By Like, сервисом, который предлагает скидки на товары за «лайки». Его сооснователь Юрий Михальченко говорит, что ему партнерам понадобилось несколько месяцев и «три знака», чтобы решиться и стартовать.

Когда и как появилась идея?

Год назад, пришла она к моему коллеге Тимофею – сейчас мы партнеры. Идея состояла в том, чтобы предлагать пользователям скидки за «лайки» в сетях, продвигая таким образом компании. Мы отталкивались от модели купонаторов – то есть получался такой Groupon, но не за деньги, а за «лайки». Хотя на самом деле прошло еще несколько месяцев, прежде чем мы реально начали делать проект. До этого момента мы получили три знака, которые и подтолкнули нас к созданию проекта.

Что за знаки?

Первый – кейс проекта Pay By Tweet. Два маркетолога написали книгу, но не очень представляли, как ее продвигать. Тогда они сделали онлайн-сервис, где можно было ее скачивать за «твит». Их модель быстро возымела сетевой эффект, и книгу скачало полмиллиона пользователей. Плюс ко всему, они получили Каннского Льва. Потом, правда, проект «заглох». Ребята, по всей видимости, решили свою задачу, а может, просто не придумали, как его монетизировать.

Так, а второй знак?

«Революция», которая случилась во «Вконтакте» в конце 2011 года. Одна за другой стали появляться «халявные» группы, организаторы которых предлагали футболки или бейсболки за «лайки». В итоге они никому ничего не дали, но набрали по несколько сотен тысяч «лайков» всего за пару дней, а потом их всех забанили! Отчетливо помню, как мы наблюдали за всем этим и кусали локти.

Ну и, наконец, третий?

В начале этого года, когда «Ростикс» объединялся с KFC, они устроили грандиозную акцию: раздали 100 тысяч бургеров за 100 тысяч «лайков». В итоге они перевыполнили план: изначально хотели набрать 100 тысяч за месяц, а получилось 130 тысяч – за две недели. Эффект был отличный: с одной стороны, рассказали о слиянии, с другой, по сетям прошла огромная волна. Мы в тот момент уже делали прототип, и эта акция нас только раззадорила.

Вы стартовали в октябре. За это время идея претерпела какие-то изменения?

Существенных – нет. Только бизнес-модель немного скорректировали. В купонаторах, от которых мы отталкивались, компания-клиент платит ему, отталкиваясь от стоимости выставленного на акцию товара. Иногда это процентов 50%, а то и больше от его стоимости. Мы отошли от этого и берем абонентскую плату. Клиент сам выбирает, сколько «лайков» ему нужно, и платит фиксированную сумму. Плюс получает пиар. Еще есть премиум-тарифы, но это другая история.

То есть платят только клиенты?

Да. В отличие от обычных купонных сервисов, пользователь не платит деньги на сайте, он рекламирует товар или услугу среди своих друзей в социальной сети (ставит «лайк») и за это получает скидочный купон. Наш клиент — компания, которая заинтересована в притоке новых клиентов и в продвижении своего товара или услуги в social media и интернете. Для этого она создает акцию со скидкой (или другой системой поощрения) и платит фиксированную абонентскую плату. Еще у нас есть ряд дополнительных возможностей для выделения акции и получения расширенной статистики по рекламной кампании.

Ну вообще у купонаторов, на которые вы ориентировались, не очень хорошо дела сейчас идут.

Да, 1 октября мы официально открылись и в тот же день разгорелся скандал с Big Buzzy. Но там проблемы с совершенно конкретной компанией, которая почему-то перестала платить клиентам и сотрудникам. Хотя такие истории, конечно, портят отношение к рынку, поэтому мы сразу попытались свои основные плюсы заявить.

Например?

В нашей модели нет финансовых рисков для покупателей. Ты участвуешь у нас в акции, ставишь «лайк», получаешь купон, а платишь уже непосредственно компании.

Вы уводите людей в офлайн?

Не обязательно, все зависит от компании. По сути, сервис представляет такую доску объявлений, где собраны различные интересные предложения, и пользователь за «лайк» может получить скидку или бонус.

Ты уже говорил про рынок, но даже если забыть про Big Buzzy, то Groupon, похоже, не очень себя чувствует.

Нет, отрасль не загибается – я знаю, что у лидеров по акции может за раз приходить по 300-400 человек.

Ну хорошо. А конкурируете вы все-таки с купонаторами?

В чистом виде ни с кем – только на Украине есть похожий сервис. А если в целом, то, пожалуй, пока да, с купонаторами.

И какие ваши основные преимущества?

Как я уже сказал, мы снимаем финансовые риски. У нас ниже цены – мы экономим на менеджменте, потому что в отличие от обычных купонаторов офлайновая составляющаяя у нас существенно меньше. Экономим и на рекламе, потому что сети нас таким образом сами продвигают. Это что касается покупателей. Компании же кроме притока клиентов получают еще и пиар, потому что «лайк» автоматически превращается в перепост.

Но затраты-то у вас все равно начнутся.

Мы это понимаем. Именно поэтому мы уже привлекли два раунда ангельских инвестиций, которые пошли на маркетинг и привлечение пользователей. Сейчас планируем третий раунд.

Какого размера?

От $150 тыс. до $1 млн. От этого будут зависеть и планы: либо пойдем в несколько городов, либо – в соседние страны.

А концептуальные изменения будут?

Мы движемся в сторону рекомендательного сервиса на основе соцсетей. Как правило, когда вам что-то нужно, вы сначала спрашиваете совета у друзей – это естественно. Особенно учитывая, что выбор огромен, а некачественных товаров очень много. Этим мы и собираемся заниматься – выдвигать качественные продукты с помощью пользователей. Именно поэтому мы стараемся работать с определенными компаниями – трендовыми. Их продукты и услуги пользователи готовы советовать. Другие, напротив, не готовы – ну, например, депиляцию в зоне бикини на нашем сервисе не найдешь.

Показатели раскрываете?

После месяца работы у нас 45 акций и 2000 подписчиков по Москве – пока неплохо. В ноябре планируем несколько собственных конкурсов и акций, чтобы показать, на что способен наш сервис.