12 Ноября 2012 / Интервью

«Романтическое» хранилище. Разговор со стартапом CloudBerry Backup 

Дарья Маслова Автор / Дарья Маслова
Дарья Маслова - постоянный автор Firrma.
«Романтическое» хранилище. Разговор со стартапом CloudBerry Backup
Хранилища, похоже, следующая smallthing. Почему бы не посмотреть на любопытные российские решения в этой сфере. Например, на стартап с романтичным названием CloudBerry Backup, позволяет автоматизировать архивирование данных с компьютера пользователя или сервера пользователя непосредственно в облачное хранилище и обратно. Представитель компании Александр Неграш рассказал, как они помогают стореджам осваивать их пространства – мы опросили его с пристрастием.

Как первоначально выглядел продукт?

Все началось с простой идеи файлового менеджера для облачных хранилищ данных. В облачных хранилищах удобно хостить сайты и другую информацию, но работа с контентом без хорошего аплодера существенно усложняется. Создатели проекта, Андрей Квятковский Алексей Серков и Павел Бондарчук, изначально разработали продукт, скорее, для собственных нужд. На тот момент в Северной Америке активно развивался Amazon AWS, но у сервиса не было ни обширной документации, ни web-интерфейса, только исходные API-коды, которые могли использовать профессиональные программисты. В общем, пользоваться им как хранилищем было крайне неудобно. В 2008 году не было такого количества облачных хранилищ, как сейчас, Amazon S3 был пионером в этой области. Павел написал код для простого клиента, который позволял достаточно быстро копировать данные со своего компьютера в облачное хранилище и обратно. Собственно, это и был прототип CloudBerry Backup.

Какова была дальнейшая судьба того файл-менеджера?

Мы выложили наш бесплатный файл-менеджер в сеть, поделились им с сообществом ИТ-профессионалов. Им с радостью воспользовались такие же разработчики, как мы, которые хостили сайты, работали с большими объемами информации и пр. Файл-менеджер стал пользоваться популярностью, мы начали дорабатывать его, добавлять функционал. Amazon S3 тоже развивался, и наш файл-менеджер развивался вместе с ним, поддерживая те функции, которые Amazon внедрял. Ну а дальше мы начали разрабатывать коммерческую версию, чтобы монетизировать интерес к продукту. На этом этапе был разработан механизм компрессии информации, чтобы уменьшать занимаемое пространство в облаке и таким образом снижать стоимость хранения. Разработали системы кодирования данных. С развитием облачных технологий и самого продукта от клиентов стали поступать пожелания и идеи по автоматизации копирования данных в облако. Тогда и началась активная работа над нашим основным продуктом CloudBerry Backup.

Был ли в истории проекта резкий скачек, после которого «все стало по-другому»?

Не могу сказать, что была какая-то точка X, после которой мы резко выросли. У нас идет постоянный прирост – в среднем 25% в год.

Мы растем органически, без привлечения инвестиций. Во многом наш рост обеспечен тем, что бизнес-аудитория с каждым годом становится все более подкованной и начинает доверять облачным технологиям. Продукт сегодня развивается с точки зрения user experience, чтобы облегчить и сделать бэкап максимально эффективным.

Как работает программа?

Это Windows-клиент, программа для операционной системы Windows. Почему работаем с ней? Это самая распространённая ОС в мире. Наши клиенты – это малый и средний бизнес, который в основном связан с информационными технологиями и использует Windows на своих серверах и настольных компьютерах. Чаще всего наш пользователь знает, что такое облачные технологии, пользовался Amazon S3 ранее и искал инструмент для решение конкретной проблемы – бэкапа данных в облако.

CloudBerry Backup устанавливается на компьютер или сервер. Есть версии как для персональных компьютеров так и для серверов под операционными системами: Windows Server 2003/2008/2012, Windows Home Server, Windows Home Server 2011, Small Business Server 2011 Essentials и Windows Server 2012 Essentials. Так или иначе программа устанавливается на компьютер пользователя или сервер. С помощью простой пошаговой установки пользователь обозначает, что, куда и как часто он будет архивировать. Программа предоставляет возможность бэкапить файлы в реальном времени, то есть каждый раз при появлении нового или изменения старого файла в директории, которую клиент архивирует, файл будет автоматически отсылаться в облако. Клиент определяет, хочет ли он делать компрессию или кодировать свои данные перед отсылкой. Гибкая система настроек позволяет указать, что он будет копировать: отдельные файлы, индивидуальные папки или только определенный тип файлов.

Какие данные очевидно нуждаются в бэкапе?

Критичные для ведения бизнеса данные, потеря которых повлечет за собой либо огромные затраты на восстановление, либо полное закрытие бизнеса. Если это фотостудия или дизайн-бюро, им важно бекапить свои исходники, свою интеллектуальную собственность. Если это сеть пиццерий, к примеру, то им, наверное, имеет смысл создавать резервные копии их отчетной финансовой документации. Если брать индивидуального пользователя, то он обычно пользуется внешними дисками, но опять же это физические носители – они ломаются, теряются, попадают в пожар или наводнение. Облачные технологии в конечном счете тоже завязаны на физических серверах, но так как их огромное количество, и они расположены в разных частях света, то даже при условии того, что в каком-то определенном ЦОД что-то случится, и носитель с данными будет поврежден, всегда есть до пяти копий в других data-центрах. Amazon S3, к примеру, гарантирует 99, 99 %доступности данных и их сохранности.

Как пользователь может восстановить свои данные?

Здесь есть нюанс. Если он кодировал и архивировал данные с помощью нашего инструмента, то декодировать и разархивировать их он сможет только с помощью CloudBerry Backup, но если он просто копировал информацию, то получить к ней доступ он может любыми способами – с помощью web-интерфейса и/или других клиентов для облачных хранилищ.

Сколько сейчас стоит ваш продукт?

Версия для настольного компьютера стоит $29.99. Ограничение стоит только по операционной системе – Windows XP, Vista, 7, 8. Если же речь идет о серверной версии, тогда копия будет стоить $79.99. Лицензия покупается один раз и навсегда. Продление подписки не требуется. Правда, что касается обновлений, то первый год они бесплатны, а затем стоят 20% от стоимости продукта в год.

Какую модель продвижения вы избрали?

Бизнес-модель можно охарактеризовать как не очень популярную сегодня, но хорошо зарекомендовавшую себя в 2000-х shareware, при которой клиенты находят программу в интернете, скачивают ее и самостоятельно принимают решения о покупке. Это позволяет свести к минимуму затраты на предпродажи и поддержку. Тем не менее, мы двигаемся в сторону SaaS-решений, с продажами по подписке.

Как выстраиваются отношения со стореджами?

Пользователи напрямую платят деньги провайдеру облачных услуг. Мы не являемся посредниками и не перепродаем дисковое пространство в облаках, мы всего лишь предоставляем инструмент для автоматизированного бэкапа. Сегодня мы поддерживаем более 25 облачных хранилищ: Amazon S3, Windows Azure, Google Cloud Storage, Rackspace, Clodo.ru, HP Cloud и др.

И все-таки, что мешает пользователю напрямую архивировать данные в сторедж без вашего инструмента?

Главный и критичный для бизнеса функционал, который мы предоставляем – это кодирование и архивация информации на компьютере пользователя перед отправкой в облако. Если Amazon S3 позволяет делать так называемый Server Side Encryption (кодирование на серверах Amazon S3), нужно понимать, что раз данные кодируются в облачном хранилище, там же они могут быть и декодированы – то есть это вопрос безопасности. Когда же вы кодируете данные на своем компьютере, ключ к коду есть только у вас. Это гораздо более безопасное решение. Также автоматизация процесса очень важна – установил и забыл, а архивирование происходит по заданному расписанию.

Насколько CloudBerryBackup интересен самим стореджам?

Это интересно любому облачному хранилищу, потому что в конечном счете с помощью нашего инструмента клиенты потребляют его услуги. У Amazon AWS стратегия развития построена на том, что они привлекают разработчиков и компании, которые бы перепродавали их услуги. Они в меньшей степени нацелены на конечного пользователя. Поэтому мы ведем активность на всех сайтах партнеров, привлекая внимание пользователей к нашему продукту.

Каково на сегодняшний день количество абонентов CloudBerryLab?

У нас более 100 000 абонентов по всему миру. Подавляющее большинство – 80-90%, где-то в этом промежутке – это Северная Америка. Так произошло потому, что мы начинали сотрудничество с Amazon, который развивался на рынке Северной Америки. Сейчас облачные технологии только приходят в Европу. Amazon AWS относительно недавно открыл data-центр в Англии, вышел на рынок Азии и планирует открыть новый ЦОД в Австралии.

Ваши дальнейшие планы?

Сейчас наш флагманский продукт – CloudBerry Backup, с ним мы связываем основные планы по развитию компании. Хотим также действовать и на рынке MSP (Managed Service Providers) – это компании, которые предлагают IT-услуги небольшим клиентам, чинят компьютеры, устанавливают программы, настраивает внутренние сети и пр. Мы даем им возможность продавать наш онлайн-бэкап под своим брендом, удаленно производить установку и настройку бэкапа, а также осуществлять мониторинг и реагировать в случае появления проблем.