12 Ноября 2012 / Интервью

Почини мою тачку, чувак. Разговор со стартапом «ПочиниМоюТачку» 

Дмитрий Фалалеев Автор / Дмитрий Фалалеев
Издатель Firrma
Почини мою тачку, чувак. Разговор со стартапом «ПочиниМоюТачку»
В нашем небольшом снобском списке стартапов этот проект стоит на третьем месте (http://firrma.ru/rating/startups/302/). Идея «ПочиниМоюТачку» и правда выглядит злободневно – это сервис, который дает автомобилистам возможность получать выгодные предложения по ремонту машины. Проект мало кого из видевших оставлял равнодушными: есть и хорошие отзывы, и критические стрелы. Что со стартапом происходит сейчас, рассказывает его основатель Александр Астров.

Как появился проект?

Мой коллега случайно заметил зарубежный сайт, который позволяет автовладельцам искать интересные предложения по ремонту. Идея понравилась, и буквально за день мы решили, что возьмемся за её реализацию – правда, в немного другом виде, потому что некоторые детали не подойдут к российским реалиям. Этому способствовало множество факторов. Мы хотели сделать что-то значительное для людей, плюс нам была очень близка автомобильная тематика. И все завертелось.

Вы все время повторяете «мы».

С самого начала своей профессиональной деятельности я всегда вращался в кругу профессионалов из самых различных областей и никогда не терял эти контакты. Так случилось и в этом проекте, мы собрали всех необходимых людей за неделю.

Как вам повезло, обычно это одна из основных проблем – найти людей.

Это прежде всего вопрос вашего окружения и того, как вы его строите. Мы все уже работали к тому времени в отрасли, были знакомы, так что как раз этой сложности не было.

И сколько времени понадобилось на бета-версию?

Три месяца.

Быстро.

Да нет, для беты нормально, мы предполагали успеть за 1,5-2 месяца, но не все на тот момент могли уделять проекту полный рабочий день, поэтому запуск, можно сказать, задержался.

Давайте поговорим о самом сервисе. Не скрою, идея звучит хорошо, как же он работает?

Пользователь оставляет заявку в системе – через сайт или мобильное приложение, соответственно. В заявке он описывает повреждение автомобиля, прикладывает фото, указывает адрес, рядом с которым было бы удобнее найти автосервис. Зарегистрированные в системе автосервисы получают заявку, оценивают повреждение и оставляют свои комментарии с предполагаемой стоимостью работ. Через сутки или раньше после размещения заявки автовладелец получает 5-8 предложений с указанием стоимости работ, времени, удаленности от автосервиса, рейтинга, фотографий и графика работы. Заказчик выбирает наиболее выгодное для него, после чего получает его контактную информацию. На текущий момент можно выбрать до трех автосервисов. Сервис же получает контакты заказчика. Дальше – ремонт.

Идея понятна, какова ее реализация?

Изначально в виде сайта, сейчас активно работаем над мобильным приложением. Будет готово до конца 2012 года.

На чем зарабатываете?

Пока мы толком не включали монетизацию – проверяли гипотезы. Из того, что планируем: платная подписка для автосервисов, причем несколько тарифов с разными опциями.

То есть платить будут автосервисы, а не владельцы.

В первую очередь – да. В будущем мы планируем прикрутить дополнительные платные услуги для автовладельцев, но сейчас об этом речи нет.

Вы считаете, первым это действительно так надо?

Да, мы очень внимательно смотрим, как себя ведут те сервисы, которые зарегистрированы у нас – 80% из них заходят к нам ежедневно. Это был приятный сюрприз, который говорит о том, что услуга им нужна, и они готовы за нее платить.

В каком состоянии проект находится сейчас?

Мы протестировали большую часть гипотез, касающихся развития: и конверсию, и привлечение заявок, и заинтересованность автосервисов. В итоге мы достигли стоимости заявки в 90-100 рублей (и знаем, как ещё ее уменьшить), а конверсии – в районе 5-10%.

А было?

Летом было 500-600 рублей и 0,10%, соответственно.

Знаю, что вам пришлось услышать много критики по поводу вашей монетизации, да и вообще реализации проекта. Что-то учли?

Многое. Мы всю критику внимательно изучаем и проверяем гипотезы.

Насколько далеко по функционалу нынешняя версия от конечной?

У нас почти конечная версия, не считая того, что не вышло пока приложение. Будут изменения внутри, на стороне автосервисов, на стороне клиентов это практически финальная версия.

А конкуренты есть?

Да, есть сильный конкурент avtolot.com.

За счет чего собираетесь конкурировать?

На самом деле у нас разный подход: они делают ставку на дешевый ремонт, а мы исходим из того, что он для автомобилиста чреват проблемами в будущем. Два других наших преимущества: время – наши автосервисы отвечают в течение суток, и геолокация – близость к месту ремонта важный фактор. Если говорить в целом, не касаясь конкурентов, то проект ведь решает насущную проблему большинства автовладельцев. И мы специально сделали выбор предложений по ремонту на основе пяти главных характеристик, как: a) стоимость ремонта b) время на ремонт c) рейтинг автосервиса d) комментарии к автосервису e) расстояние до автосервиса.

Что в ходе реализации стало самым большим вызовом?

Конкретно я так уже и не вспомню, но в целом нам пришлось переделать интерфейс процентов на 70 – чем он проще, тем лучше.

Сколько у вас сейчас людей в команде?

Пять.

Вы сам, я так понимаю, имеете предпринимательский опыт?

Да, правда, сначала я программировал под web, а потом три года управлял проектами как менеджер. Было два стартапа: продуктовый интернет-магазин в 2009 году, проект вышел на окупаемость и был продан партнеру; и конструктор онлайн-опросов. Сейчас он заморожен, хотя был реализован на 80%.

Расскажете о планах?

Планов по развитию достаточно много, будем двигаться последовательно, решать по обстоятельствам какой линии лучше придерживаться. Первое – это реализация и продвижение основного сервиса, географическая экспансия. Дальше – реализация сервисов из смежных областей: скидки, акции от автосервисов. Потом будет расширение продуктовой линейки и дополнительных опций основного сервиса.