31 Августа 2017 / Интервью

Андрей Теребенин, Sistema Asia Fund, о стартап-экосистеме Индии 

Даниил Пленин Автор / Даниил Пленин
Главный редактор Firrma
Андрей Теребенин, Sistema Asia Fund, о стартап-экосистеме Индии
Firrma поговорила с управляющим партнером азиатского фонда АФК «Система» – Sistema Asia Fund – Андреем Теребениным о венчурной экосистеме Индии и об особенностях индийских стартапов.

У вас за 1,5 года публичных сделок немного. Я насчитал четыре-пять. Это намеренная стратегия или в Индии нет подходящих проектов сейчас?

Сделок сейчас пять, сейчас шестую закрываем. Практически за два года работы. Что мы планируем, ну, наверное, две сделки закроем до конца года, судя по «пайплайну». Мы работаем так, как считаем нужным, никаких неестественных ограничений мы не вводим. Это обычный совершенно вариант. Мы входим на B и С раундах. С первых сделки мы затратили больше времени на подготовку, на выбор этих компаний, чем затратила бы другая компания. Сейчас ускоримся, но не очень сильно. 

Чем индийский бизнес и стартапы, в частности, отличаются от российского? Что вы могли заметить за время работы?

Здесь совершенно разная динамика. Все дело в том, что в Индии есть такой показатель: disruption. Весь индийский рынок и консьюмерный бизнес готовы к изменениям и спокойно к этому относятся. Если сравнивать азиатские рынки, японский, допустим – в японском рынке очень тяжело что-то изменить. Устоялось консьюмерное поведение, есть свои бизнес-привычки. В Индии, наоборот, это идет «на ура», и люди любопытные, понимают, что экономика довольно отсталая и что ее надо поднимать. Поэтому все секторы идут довольно спокойно и быстро воспринимают любые новшества. Во-вторых, с точки зрения предложения совсем другая динамика. В Индии работает большое количество инженеров. Они довольно высокого класса, и все они хотят заниматься собственным делом, поэтому поток стартапов просто колоссальный! Мы отсмотрели примерно за 2 года 350 стартапов! Вот чтобы проинвестировать в 6, мы отсмотрели 350. Их дикое количество, и рынок постоянно воспроизводится. Он и с точки зрения спроса и предложения значительно более динамичный, чем российский или любой другой, не считая американского. 

Географически они все в Бангалоре, в основном, расположены? Или есть другие какие-то локации?

Нет-нет. Нет такого распределения. Сейчас очень много региональной разбросанности. Мы смотрим Бангалор и Мумбаи, потому что мы инвестируем на стадиях B, С. Но ранние стартапы – это Ахмедабад, Пуна, Хайдарабат, Ченнаи. Очень большая география. Где есть IT, единый институт Technologies, их порядка 20 по всей стране, крупные и некрупные центры – везде сформировались на базе IT такие места, где есть возможность ребятам вместе поработать, послушать умные советы со стороны. 

Как вы можете охарактеризовать индийские стартапы? Насколько они сильны по сравнению с международными? Какие особенности?

Хороший вопрос. В Индии есть все: от слабых до сильных стартапов. Стартапов очень много – рынок нескончаемый. Самая характерная черта, которую мы заметили и которую мы стараемся сейчас исправить: ребята очень увлекаются техникой, техническими вопросами, и совершенно забрасывают вопросы маркетинга и customer service. Поэтому когда они выходят на международный рынок и начинают конкурировать с израильскими, американскими, некоторыми европейскими компаниями, то эта фаза у них очень слаба. Поэтому мы сейчас все компании, в которые мы проинвестировали, выводим в Россию и пытаемся уговорить группы АФК «Система», чтобы они с ними начали работать с тем, чтобы они хотя бы увидели, какие проблемы у стартаперов возникают. Леонид Мусатов, который работает в команде нашего фонда, проработал в МТС-Индия почти 10 лет. Он сейчас очень плотно работает со всеми стартапами, которые мы проинвестировали: он пересматривает всю маркетинговую стратегию, построение бренда, customer service, отношение с клиентами. 

Давайте поговорим немного про Scalerator. Как я понял, это некая акселерационная программа, которую будете запускать в ближайшее время. Как она будет проходить? Что будет в себя включать?

Это не совсем фондовая программа, это делают наши коллеги рядом с нами. АФК «Система» работает в Индии с 2008 года, инвестируя в телеком-активы. Из активной фазы инвестиций она сейчас переходит в пассивную. Группа товарищей, которая работает с 2008 года, подумала, что то, чем они занимались в телекоме, может быть преобразовано в отдельный бизнес. В чем идея? Они приходят к «маленькому» стартапу, видят многообещающие интересные продукты и предлагают построить этой компании систему дистрибуции. У компании уже довольно большой пакет заказов на построение дистрибуции. Это бывшие сотрудники МТС-Индии Так как они работают рядом, нам интересно, чем они занимаются. Они часто нам рассказывают о стартапах, которым собираются построить дистрибуцию за 1,5 года, предлагают нам рассмотреть их для инвестиций. Есть обратная история: хотя мы самостоятельные организации и мы никак финансово не пересекаемся (они зарабатывают на свой хлеб, мы работаем на свой management fee), если у нас есть история, когда наш стартап очень зациклен на экспансию на юго-восточную Азию, а Индия у них идет не очень быстро (бывает, когда фаундеры и верхушка ставит в приоритет конкретно этот регион), мы предлагаем товарищам бизнес. Это чистое партнерство, а не самостоятельная деятельность фонда.

Возвращаясь к индийскому рынку: сложно российским компаниям, прежде всего, российским стартапам, туда выходить? С какими сложностями сталкиваются при выходе в Индию?

Все зависит от фокуса самих компаний. Потребительский рынок – да, сложно. Это очень специфический рынок, потому что консьюмерные предпочтения отличаются от региона к региону, разные языки – довольно разные люди населяют Индию. Приехать сюда и масштабировать свой бизнес с консьюмерным брендом довольно сложно, удаленным доступом, я бы сказал, невозможно. С точки зрения b2b-сегмента – значительно проще, потому что, если готовить «полочный» продукт, не имеет значения, где расположена клиентская база. Здесь можно продавать, осуществлять управление удаленным доступом, оказывать необходимую техподдержку. 

Индийское правительство как-то помогает развиваться IT-структуре? Или оно не участвует?

Честно говоря, больше на словах. Они пытаются помогать стартапам, к примеру, премьер-министр встречается со стартаперами несколько раз в год. Это большое шоу. Скорее всего, он делает «стартаперную» профессию популярной. Премьер-министр, конечно, популярный в Индии, может воздействовать на молодежь. Сейчас пытаются что-то сделать для стартапов с точки зрения регулирования, требуются какие-то поправки в текущее законодательство. Чтобы, к примеру, ввести льготы, нужно изменить  существующие законы. Пока все идет очень медленно, и прорывного ничего нет.

Кстати, коснулись темы права. В Индии действует английское право, правильно? Насколько оно приближено к венчурным реалиям в США или к кипрскому законодательству? 

В этом направлении они движутся довольно быстро. Например, по банкротству ускоренному. Сейчас легче внести изменения в законы или в подзаконные акты. Безусловно, Индия смотрит на американский опыт в этом направлении. США для них – ролевой моделью в этом отношении.

Регуляторы насколько эффективны на рынке? Например, «индийская ФАС»: насколько она часто может вмешиваться в сделки?

«Местная ФАС» достаточно активна. Но здесь, скорее всего, регулирование не с точки зрения ФАС, активен отраслевой регулятор. Нужно очень внимательно смотреть за тем, что происходит, привлекать внешнюю экспертизу: регуляторный риск существует. Нынешнее правительство пытается многое переиграть, сделать что-то по-другому. Для нас это существенные факторы. В консьюм-секторе одним росчерком можно сломать весь бизнес-план компании. Это актуально, скорее, для отрасли, чем стартапов. Например, мы долго смотрели на рынок онлайновой дистрибуции лекарств. И вот на днях индийский премьер-министр выступил с таким заявлением, что для того, чтобы повысить доступность лекарств, власти будут регулировать маржу на дистрибуцию. Это существенное изменение.

Получается, изменение достаточно резко происходит?

Да, Индия в этом отношении страна специфическая. Страна развивается, все происходит спонтанно. Именно поэтому необходимо «держать нос по ветру». Команда фонда должна быть в Индии, чтобы быть в курсе всех новшеств. Удаленно это делать невозможно, так можно не понять логику вещей и не увидеть риск, который у компании под боком. 

С какими-то сложностями ваш фонд сталкивался на рынке? Я к чему веду: в конце декабря 2016 года Владимир Евтушенков, основной акционер «АФК Система» заявил, что корпорация чувствует определенное дискриминационное отношение индийских регулирующих органов. Как прокомментируете?

Лучше, наверное, спросить Владимира Петровича, что он тогда имел в виду. Я догадываюсь, что речь, скорее всего, шла о том, что телеком – это очень сильно регулируемая отрасль с точки зрения частотного ресурса, налогооблагаемой базы, и прочих вопросов. В том случае мы чувствовали себя не очень комфортно от того, как вел себя регулятор конкретно с нами. После чего наш внутренний менеджмент решил, что будем дальше воздерживаться обходов сильно регулируемой отрасли в Индии, потому что нам иногда непонятно действие регулятора.

Если говорить о российских стартапах. У нас в прошлом году был случай или даже два, когда стартап пошел в индийский акселератор. Довольно нетипичная ситуация. Как на ваш взгляд, стоит российскому стартапу идти в индийский акселератор?

Индийский акселератор – это, скорее всего, модель, которую принесли из Кремниевой долины. Повторюсь, индийские стартапы очень смотрят на Америку. Многие, получив американское образование, вернулись. В Индии это считается это вполне нормальным вариантом, что люди получают американское образование и начинают работать в Долине, там они получают бонусы, деньги, опыт, через два года, допустим, возвращаются в Индию, потому что здесь для них больше возможностей. Поэтому все то хорошее, что они увидели в Америке, они приносят в Индию, начинают развивать. Например, в Индии уже сильно развита индустрия IT, которая может уже самостоятельно что-то сделать и даже американцы могут чему-то у них поучиться. Я думаю, что это интересно. Поработать в индийском акселераторе уникально, скорее всего, для стартапов, которые хотят развиваться на азиатском рынке, в частности в Южной Азии, потому что там специфическая управленческая экспертиза. Если у стартапа планы на юго-восточную Азию, то лучше пойти в Сингапур, на Южную – в Индию. Различия только по региональному признаку, не думаю, что акселераторы чем-то отличаются по качеству. Более того, в акселераторе компании часто между собой тесно общаются и за полгода – год они могут создать что-то толковое. 

Индия является неким хабом только для Южной Азии? Какие страны могут еще попадать под ее влияние? На какие рынки проще из Индии выходить?

Все, что до Сингапура. Индия спокойно совершенно себя чувствует в англоязычном мире. Индийские стартапы вообще не видят никакой границы с Америкой. Бывают моменты, когда опробовали продукт коммерческий и получили доход с этого продукта, они сразу выскакивают в Америку, не чувствуя при этом какого-то дискомфорта. Возможность языка, образования – большое преимущество Индии. А второе, с точки зрения географии, естественно, им легче, работать в Индонезии, чем в какой-нибудь европейской компании. То, что ментально, то, что с точки зрения рисков и готовности работать с некачественным сырьем, информационным, допустим, они в этом отношении более способны.

Вопрос относительно индийского климата. Если российский стартапер переезжает в Индию, ему тяжело привыкнуть к местному климату? 

Климат непростой, но чтоб уж было сложно привыкнуть к нему – не сказал бы. Люди уживаются, спокойно живут. Да, в каждом климате есть свои плюсы и минусы. Но это не проблема.

Под конец интервью, мне бы хотелось немного узнать о вас. Я посмотрел, вы занимались раньше корпоративными коммуникациями в АФК «Система». Как вас занесло вообще в стартапы и в венчурный бизнес? 

Все очень просто. Я долго работал в МТС-Индия, когда компания имела разные вопросы с лицензией. За это время в МТС-Индию приходило очень много стартапов, предлагали много интересных проектов еще ранней стадии. Все это было довольно интересно. Мы тогда не знали, как это все «в розетку включить», что с этими стартапоми делать. Именно поэтому мы предложили идею создания венчурного фонда. Образовалась инициативная группа, и , соответственно, я решил, что способен всему этому быстро обучиться с нуля. К тому же, Индия – хороший вариант, где можно попробовать это сделать.

В МГИМО вы учились тоже по индийскому направлению?

Нет, я арабист. 

Комментарии