9 Января 2013 / Интервью

Whisla: слон из басни. Новогодний проект «Из инкубатора» 

Дмитрий Фалалеев Автор / Дмитрий Фалалеев
Издатель Firrma
Whisla: слон из басни. Новогодний проект «Из инкубатора»
Мы взяли несколько наиболее перспективных молодых проектов трех самых известных студенческих инкубаторов – «Ингрии», НИУ ВШЭ и МГУ. Каждый из них попытался объяснить, чем же он такой особенный и как собирается сделать так, чтобы мы в ближайшее время о нем узнали.

Резидент инкубатора НИУ ВШЭ Whisla – система ротации объявлений на медиа-площадках – уже прошла длинный путь. А ее сооснователь Иван Колыхалов – еще более долгий. Возможно, поэтому он отвечает на вопросы как заправский философ.

Как появился проект?

Проект появился совершенно не в том виде, в котором он находится сейчас. И не с той идеей. Изначально я со знакомым искал возможные пути заработка в интернете. Столкнувшись с разными формами, мы поняли, что зарабатывать, не имея какой-либо системы или механизма, очень сложно. Время «быстрого» интернета, когда шел экстенсивный рост и деньги падали с неба, прошло. Новых прорывных проектов появляется на единицу времени в разы меньше, чем, например, в начале 2000-х. Рынок стал развиваться уже более предсказуемо, многие ниши заняты, есть свои крупные игроки. Пробовали партнерские программы, продающие рекламу по СРА (cost-per-action) модели, но этот ресурс уже был фактически исчерпан с точки зрения заработка для нас. Однако появилось понимание того, что можно где-то покупать трафик (объем кликов и переходов) дешевле, чем их можно было бы продать. Так родилась идея создать примитивный «делитель трафика». Суть была простая: закупался трафик на партнерских сайтах и направлялся на страницу с множеством объявлений. Человек переходил по 1 объявлению, а кликал на 2-3. В итоге появлялась маржа, а как следствие бизнес. Нужно было бизнес начинать масштабировать. Знакомый имел небольшие связи с некоторыми мелкими forex-брокерами и сайтами forex-тематики. Однако первым клиентом стала крупная компания InstaForex Ltd., которая является нашим клиентом и по сей день.

Так и что с проектом происходило?

Проект трансформировался значительно. Сейчас мы уже давным-давно не «делитель трафика», а полноценная система ротации объявлений на медиа-площадках с разными тематиками и системами таргетирования. Трафик мы не делим, а продаем. Недавно в рамках системы запустили «подпроект» «Биржа баннеров». Владельцы медиа-площадок выставляют рекламные места на продажу, а рекламодатели самостоятельно их выкупают (арендуют). В ближайшем будущем хотим произвести мини-революцию на этом рынке, начав продавать на бирже еще и клики. Этим сейчас никто не занимается, рекламные системы устраивает, что владелец площадки является «ценополучателем», а рекламная система диктует цены и условия по принципу «не нравится – проваливай!». Наша задача эту систему поломать.

Почему считаете, что ваш проект нужен?

Во-первых, потому что за него платят, и мы на этом зарабатываем. Значит, он уже нужен. Природа необходимости кроется в сегментации игроков на рынке. Есть Google, Yandex и Begun. Последний потерял с недавнего времени долю рынка с 40% в 2006 до 1,2% в 2011. Остались два монстра, которые из-за системы аукционной покупки кликов и ограниченности трафика продают клики уже по многим ключевым запросам по фантастическим ценам. Так, в том же «форексе» или «автомобилях» средняя цена уже давно вышла за $1,5 за клик. Представляете? За 1 нажатие пользователем клавиши мыши рекламодатель платит $1,5! На нашей сети мы можем поставлять трафик практически с тем же качеством что и монстры за 50-80 центов.

Зарабатываете?

Проект находится на стадии самоокупаемости, вся прибыль реинвестируется.

В каком состоянии сейчас ваш проект?

Мы сейчас на стадии неторопливого роста. Неторопливый он по меркам инвестиционного рынка, где уже стало стандартно, что если проект не вышел «в ноль» за 3 месяца – его закрывают. Мы же стараемся развиваться самостоятельно, без инвесторов, хоть это гораздо тяжелей. Мы в минусе были почти год, финансируя кассовый разрыв из собственных старых накоплений. Сейчас нас 4 человека, в 1 квартале 2013 планируем нанять еще 2-3. Однако мы пришли к тому, что готовы продать небольшой пакет, чтобы развиваться чуточку быстрее. Недавно попали в топ-50 стартапов РФ по версии Digital October совместно с Russia Beyond The Headlines. Через неделю после этого к нам приезжал Леонид Глузман (бывший директор KupiKupon.ru) узнать насчет инвестиций в проект. От нашего подхода неторопливого развития остался несколько разочарован. Прислал письмо о том, что «не чувствуется скорость бизнеса». Видимо инвесторам, как и в 90-х хочется окупаемости инвестиций меньше, чем за год.

Насколько далека нынешняя версия продукта от конечной?

Это одному Богу известно. Как я говорил, мы начали с одного, пришли к другому. Все изменения связаны не с нашими фантазиями, а с реальными потребностями. Так, например, приходит рекламодатель и говорит, что ему срочно требуется трафик только из Иркутска. Мы делаем такой функционал. Или приходит другой рекламодатель и жалуется, что мы не ротируем медиа-баннеры, а ему срочно нужно. Садимся и делаем. Таким образом, маленькими шажками проект двигается в сторону максимального удовлетворения потребностей клиента, а куда придет, мы и сами не знаем.

Чем отличаетесь от конкурентов?

Новые клиенты нас часто спрашивают: «А чем вы отличаетесь от Yandex и Google?». Честно говоря, этот вопрос очень льстит. По величине врагов можно судить о человеке. По величине конкурентов – о компании. Но мы этой конкуренции пока сильно не чувствуем, нам до них далеко, а рынок растет на 30-40% в год. Видимо, места пока всем хватает. С другой стороны, мы уже ощутили неприятные удары от более мелких конкурентов. Нас ДДОСили, на нас клеветали, пытались продавить ценой и пр. Но мы как слон в басне «Слон и моська», стараемся идти спокойно вперед, не тратя ресурсы на ответные действия.

И все же, за счет чего конкурируете?

Пока мы конкурируем за счет более приятных цен, очень отзывчивой техподдержки, бесплатной помощи по настройке и ведению рекламной кампании, консультаций по выбору наиболее эффективных методов рекламы. Насколько мне известно, конкуренты либо делают это в части, либо не делают вовсе.

Какие у вас слабые места?

Стоимость персонала и его крайне малое количество. Приходится в основном прибегать к помощи фрилансеров, в частности, нерезидентов, что тянет за собой огромные проблемы с налоговым администрированием. Также мы до конца не разобрались с двумя новыми неоднозначными законами: 152-ФЗ «О защите персональных данных» и «О национальной платежной системе». Они обязывают нас особым образом рассчитываться с владельцами медиа-площадок, которые зачастую являются физическими лицами и, более того, нерезидентами РФ.

Что стало самым большим вызовом?

Страх того, что ничего не получится и проект не выстрелит. Дело в том, что в него были вложены значительные собственные средства. Пришлось продать часть собственности и вложить деньги в развитие. За год были накоплены серьезные долги, которые собирались как снежный ком. А доход даже в части не покрывал текущие затраты. Это все очень тяжело психологически. Наверное, на чужие деньги развиваться легче и проще. Но был избран такой путь.

Сколько у вас сейчас людей в команде?

Директор, программист и три продажника. В 1 квартале 2013 найдем пиарщика и еще одного продажника.

Раньше предпринимательский опыт был?

Такой опыт был у меня одного. Я успешно сделал и продал столовую в офисном центре на 120 человек прохода в сутки. И неуспешно приобрел и занимался лесозаготовкой в Костромской области (150 человек занятых). Последняя компания обанкротилась в 2009 году, не справившись с кризисом, одновременным трехкратным повышением аренды за лес и семикратным повышением аренды за землю. То есть кризис забрал доходы, а администрация многократно увеличила расходы.

В интернете, перед созданием этого проекта, я вкладывал деньги в форум о заработке, в систему автоматических опросов населения, покупал и продавал какие-то вещи, торговал электронными валютами, раскручивал чужие сайты, создавал сайты на заказ. Все эти интернет-проекты были провальными или крайне редко приносили смешные деньги. Потому что я опоздал. Время этих бизнесов уже прошло. За опыт и понимание реалий всегда приходится расплачиваться деньгами.

Все это помогло, конечно, в большой степени как в организации бизнеса и процессов, управления людьми и, самое главное, научило справляться с длительным стрессом и убытками. Находиться в стрессе длительное время, переступать через неудачи и убытки, компенсировать их за счет продажи собственности и при этом не сломаться, не опустить руки – это, наверное, самое сложное, с чем сталкивается бизнесмен. За что и получает бонус в виде прибыли, которую кладет в карман. Я считаю высокие доходы бизнесменов вне зависимости от того, как был создан или получен бизнес, заслуженными. Никогда обычный офисный работник не поймет, почему. Для этого нужно пройти буквально через семь кругов ада.

Расскажите о планах.

Расти и развиваться дальше. Для начала хотелось бы уже выйти в стабильный плюс, который позволил бы развивать услуги, сервисы и продажи. Было бы отлично, если бы крупное рекламное агентство заинтересовалось в нас как в постоянных партнерах, возможно, с долевым участием. Как говорится: «Хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Тут уж как получится, мы ко всему готовы и открыты всему новому и интересному.

Изучить проект можно здесь http://whisla.com
Комментарии
Андрей Богоявленский   10.01 00:31
Хорошее интервью, спасибо. Предприниматель, это как акула вкусившая кровь пловца, а автор вкусил ее :)
Иван Колыхалов   10.01 20:51
Спасибо Андрей, надеюсь, что через год смогу уже рассказать не про "пловца", а про "утес с жирными морскими котиками" )))
Guest   24.06 09:09
скачать бесплатно фильмы без регистрации http://topvidos.mobi