14 Августа 2018 / Новости

Какие вопросы должен задать себе стартап перед тем, как продаться большой компании? 

Антон Бурсак Автор / Антон Бурсак
Какие вопросы должен задать себе стартап перед тем, как продаться большой компании?
По статистике менее 50% старапов выживают после того, как получают крупные инвестиции от крупной компании. Получить средства от Google и Facebook, или Uber крайне заманчиво, но не все предприниматели понимают, какие последствия может иметь подобная сделка для их бизнеса. Управляющий партнер компании Founder Collective Дэвид Френкель предложил изданию TechCrunch список вопросов на которые должен ответить стартап прежде чем ответить "да" на предложение инвестиций от одного из лидеров рынка. 

Осознаете ли вы разницу в подходах к бизнес-процессам? Стартап обычно живет от квартала к кварталу, тогда как большие корпорации планируют все минимум на пятилетнюю перспективу. Для стартапера может оказаться шоком все - от скорости принятия решений и простого ответа на сообщение по электронной почте до сроков вывода продукта на рынок. Менеджмент стартапа оказывается вовлечен в целый лабиринт встреч, совещаний и комитетов, которые задействованы в процессе принятия самых незначительных решений. 

Кто лоббирует ваши интересы в большой компании и насколько сильны их позиции? Как правило, инвестиции в стартап являются решением, сторонником которого является один или несколько топ-менеджеров большой корпорации. Не обязательно, что их позиции разделяют акционеры и другие топ-менеджеры. 

Насколько то направление бизнеса, которое представляет ваш стартап на самом деле важно для большой корпорации? Компании часто могут покупать команду или технологию только в качестве пилотного проекта, чтобы попробовать свои силы в новом направлении, или того хуже, показать акционерам, что менеджмент не упускает из вида каких-то важных тенденций рынка. К примеру, большинство крупных ритейлеров на словах крайне озабочены угрозой со стороны Amazon или других интернет-компаний, но на практике их главным приоритетом является развитие физической сети. Попытки развивать e-commerce-направление часто оказываются скорее PR-активностью, чем реальным приоритетом.  

Готовы ли вы вырасти в несколько раз за короткий промежуток времени? Большинство стартапов не понимают опасностей роста - если компании придется утроить штат за несколько месяцев, скорее всего ей придется нанимать людей за нерыночные деньги, такие сотрудники могут разрушить корпоративную культуру, вызвать ревность со стороны старых сотрудников и в конечном счете развалить компанию. Хуже всего, если за внезапно ставший популярным рынок начнет любой ценой бороться сразу несколько стартапов. С большой долей вероятности это приведет к смерти всех участников, после чего большая корпорация может скупить лучшее из того, что осталось и развивать это направление бизнеса не заботясь о конкуренции.