30 Января 2013 / Мнение

Краудфандинг в России - миф? 

Максим Приходько Автор / Максим Приходько
Максим Приходько - основатель проекта "Университет в кармане".
Краудфандинг в России - миф?
Бум краудфандинга в мире не дает покоя умам российских стартаперов, которые с завидным постоянством запускают «русский аналог Kickstarter». Причем никак не меньше, и практически с одной и той же формулировкой.

Навскидку можно уже сейчас назвать несколько площадок, но на слуху, пожалуй, всего одна – «Бумстартер». Проект, покоривший всех в прошлом году своим стартом и собравший ряд престижных наград. Казалось бы, все хорошо. И все-таки: краудфандинг в России – миф или реальность?

Kickstarter известен тем, что позволяет собирать крупные суммы – сотни тысяч и миллионы долларов, и что немаловажно – не только на творческие, но и технологические проекты. Можно ли профинансировать технологический стартап в России с помощью краудфандинга? Мой ответ – нет.

Давайте посмотрим на самый успешный (или самый раскрученный, зависит от того, как оценивать успешность) краудфандинговый проект – «Бумстартер». Успешные проекты, собирающие нужное финансирование, сконцентрированы преимущественно в искусстве. Это альбомы, книги, арт-проекты, видеоклипы. Есть ли среди успешных проектов хоть один технологический? Есть, ровно один на 25 успешных арт-проектов за все время существования сервиса. Focality – драматический зум для iPhone, собравший 31 200 рублей, или примерно $1000! На что может хватить этих средств? И на что они были потрачены? Из описания проекта непонятно.

Посмотрим на успехи других технологических проектов, чьи кампании скоро заканчиваются:

· Bombsquare – собрано 2010 рублей из 60 000 за 3 дня до окончания кампании;

· Bestvuz.ru – собрано 1250 рублей из 110 000 за 12 дней до окончания кампании;

Может быть, успеха добьется игра «Герои Метро и Мелочи»? У них еще есть 40 дней, чтобы собрать недостающие 292 000 рублей. Верю с трудом, но кто знает, может этот пост поможет ребятам.

Подводя печальный итог необходимо признать: при всех достигнутых результатах говорить о создании «русского Kickstarter» пока рано, даже обладателям премии «Стартап года». Примеров успешного коллективного финансирования технологических стартапов лично я пока не знаю. Арт-проектам живется легче, но и они более-менее серьезные суммы (начиная от 100 000 рублей) собирают с трудом (лишь 5 из 25 успешных в конечном итоге проектов замахнулись на такие деньги). Причем самые крупные собрали проекты с участием медиа-персон. Что, согласитесь, похоже на нечестное конкурентное преимущество.

Да, краудфандинг в России развивается. Но рассматривать его как серьезный (основной) вариант финансирования проекта пока рано. И вовсе не стоит технологическим стартапам.

Комментарии