27 Марта 2013 / Мнение

Зачем нужен «ангел» из Долины? 

Михаил Рейдер Автор / Михаил Рейдер
Михаил Рейдер – сооснователь сервиса онлайн-бронирования туров Hipclub.
Зачем нужен «ангел» из Долины?
Так получилось, что, подняв два раунда, мы привлекли в проект очень серьезных «ангелов» из Долины: экс-СЕО Skype Майкла ван Свайя, вице-президента Facebook Чамата Палиапитийя и других. Давайте порассуждаем сегодня, чем они реально могут помочь предпринимателю.

Моя позиция по этому вопросу может отличаться от общепринятой, которая сводится к тому, что опытные «ангелы» приносят проекту много пользы в плане советов. Да, советы они, естественно, дают: в нашем случае, скорее опуская на землю, что для молодого предпринимателя невредно. Обычно ты со своей идеей хочешь свернуть горы, не всегда адекватно воспринимая реальность. И тогда эти люди задают тебе правильные вопросы («как ты добьешься этой посещаемости? за счет чего?»), помогая многое переосмыслить. Но это происходит эпизодически, да и вообще основная польза все-таки не в этом.

Главный плюс – помощь в поиске инвесторов следующих раундов и вообще в networking. Если это действительно опытные и авторитетные в Долине люди, у них всегда хороший «фон». Кто-то работал в крупных фондах, другие неоднократно делали бизнесы, почти все активно инвестируют самостоятельно. И у каждого – огромный пул ценных контактов. Это очень важно. Несмотря на то, что предприниматель в США в принципе может зайти в любой фонд – хоть в Tiger, хоть в Sequoia – огромное значение имеет, с кем он там будет общаться. Если ты пришел с улицы, то разговаривать с тобой будет аналитик или associate. Это люди, которые не принимаю решений. Они будут задавать умные вопросы, просить прислать презентацию, но фактически они просто на тебе тренируются и от них ничего не зависит. Понимать, кто тот самый decision maker – очень ценное знание. Причем это не всегда очевидно. И вот тут как раз помощь опытного «ангела» бесценна. Он просто сводит тебя с нужной персоной, и тот уже не может отмахнуться от тебя, потому что ты пришел от уважаемого человека, слово которого имеет вес. И ты как минимум получаешь быстрый ответ: да или нет (к слову, если тебя перекидывают на аналитика, это вежливый отказ). Не стоит путать тех, кто слегка знаком с decision maker’ами, потусовавшись с теми на TechCrunch, и теми, кто начинал рядом с ними в индустрии плечом к плечу.

Понятно, что ни один человек не знает абсолютно всех. Поэтому если у тебя несколько таких «ангелов», это увеличивает «покрытие», повышает возможности. У нас именно так, и это очень облегчает нм жизнь.

Совру, если скажу, что мы с самого начала выстраивали такую стратегию. Запуская Hipclub мы не очень представляли себе процесс фандрайзинга. Тут помог мой друг и бывший коллега по Strategy Partners Камиль Курмакаев, который уже проходил этот процесс со своим Wikimart. Несколько его «ангелов» – Хосе Марин и Фабрис Гринда – в итоге стали и нашими инвесторами. Ко второму раунду мы уже осознали, насколько полезными могут быть такие люди и выстраивали пул, исходя из этих представлений.

В общем, грамотный фандрайзинг это очень важный процесс, который не стоит недооценивать. Иногда имеет смысл «заморочиться» и получить в качестве инвесторов именно тех людей, которые тебе будут помогать в дальнейшем, а не «денежный мешок». Не уверен, что у многих получится повторить наш путь и получить сразу столько серьезных людей из Долины – сейчас западные инвесторы слегка разочаровались в нашем рынке, а когда брали деньги мы, случился «хайп» (в России мы, кстати, почти наверняка не нашли бы тогда инвестиций). Но, с другой стороны, за это время и у нас появилось несколько хороших фондов. Так что я бы посоветовал в идеале привлекать несколько западных и одного российского инвестора – идеальное сочетание.