9 Марта 2017 / Мнение

Законопроект об ответственности агрегаторов товаров и услуг: мнения экспертов 

Екатерина Загорская Автор / Екатерина Загорская
Постоянный автор Firrma
Законопроект об ответственности агрегаторов товаров и услуг: мнения экспертов
Думская комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект закона об ответственности  агрегатора товаров и услуг перед потребителями. Под этим понятием «агрегатор товаров (услуг)» авторы законопроекта понимают информационного посредника, вступающего с потребителями в возмездные отношения, но не совершающего сделки по купле-продаже товаров. Также предлагается ввести ответственность агрегатора за причиненный ущерб в пределах суммы предварительной оплаты товара или услуги за предоставление потребителю недостоверной информации о товаре или продавце, на основании которой был заключен договор с потребителем.

Firrma узнала мнения экспертов и участников рынка о законопроекте.

Основатель сервиса Grabr Дарья Ребенок:

«Необходимость предоставить пользователю больше информации и гарантировать возврат оплаты потребует более жесткого контроля поставщиков товаров и услуг. В этой ситуации крупным компаниям легче диктовать новые правила игры своим партнерам. Платформы, вроде Яндекс.Маркета, смогут быстро перестроиться, но небольшие агрегаторы окажутся очень зависимы от своих поставщиков, их добросовестности и желания раскрывать информацию».

Генеральный директор Digital.Tools Алексей Волков:
 
«Не думаю, что глобально что-то измениться, потому что ответственность предполагается только для агрегаторах, которые взимают платежи с клиента напрямую и в пределах суммы покупки. Решить это можно будет увеличением срока выплат поставщику, формированием страхового фонда или составлением рейтинга отдельного поставщика. Это несложно и думаю, что многие маркетплейсы стараются застраховаться сильнее чем минимальные требования планируемого закона. К примеру, Яндекс.Маркет на сегодня предъявляет множество требований к поставщикам, блокирую вместе магазины, которые выглядят как рискованные. А Aliexpress без лишних вопросов вернет клиенту оплату, если срок защиты не прошел. Так что закон только подтянет гарантии аутсайдеров до уровня сервиса лидеров».

Исполнительный директор SafeCrow Бутивщенко Антон:

«Новый законопроект коснется не всех маркетлпейсов, а только тех, кто проводит через себя денежные операции (т.е. оказывает услуги фулфилмента). А их на российском рынке немного. Главное, что изменится для таких торговых площадок это то, что они будут нести материальную ответственность за несоответствие описания товаров или услуг, которые продаются на их сайте. 

По сути, они должны будут пересмотреть свои взаимоотношения с конечными продавцами в вопросах передачи прайс-листов, разработать новые механизмы обработки претензий покупателей и определить порядок возмещения убытков в случае возникновения споров. Такие доработки, естественно, удорожают услуги маркетплейсов, что, возможно, скажется на их способности привлекать новые магазины».

Директор по маркетингу Goldprice.ru Иван Пластун:
«В случае, если законопроект будет принят, рынок сильно изменится. Агрегаторам придется нести ответственность за все операции, которые совершаются на их площадке. Тем компаниям, которые сейчас занимают позицию рекламного агента, посредника в сделках между продавцом и покупателям, и не несут ответственности ни за что, придется либо уйти с рынка, либо сменить формат... 

Но такой законопроект соответствует требованиям времени. На Западе уже давно набирают силу новые форматы агрегаторов, не те, что представляют собой доску объявлений и рассчитаны на аудиторию с ограниченной платежеспособностью. А те, что специализируются на брендовых люксовых вещах, дорогих сумках, часах. И роль агрегатора здесь в том числе – подтвердить происхождение товара, его подлинность».

Основатель и управляющий директор I-Retail Кирилл Казанцев
«Включение интернет агрегаторов в терминологию законодательства – отличное нововведение для этого рынка, поскольку законодательные пробелы сдерживают его развитие. Так, например, существует запрет Международной Платежной Системы на подключение агрегаторов (к ней подключают только конечных принципалов – владельцев товара/услуги). Чтобы работать с МПС, нужно быть кредитной организацией или еще как-то изворачиваться, чтобы не попасть под другой закон о Национальной платежной системе. Ведь по сути агрегатор принимает платеж в пользу третьего лица, не имея на это лицензии кредитной организации, а это противоречит закону о НПС.   

Хорошо бы как-то законодательно упорядочить эти понятия и проработать закон об агрегаторах, учитывая интересы не только покупателей, но и самих участников рынка, так как именно они платят налоги и создают рабочие места. К сожалению, у нас сейчас все больше законов принимаются под лозунгом «ужесточим», а не «поможем/поддержим». Или закон принимается, а детали не проработаны, остается множество «подвисших» вопросов, как, например, с новым ФЗ 54 (Закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов» – прим. ред.). Решили фискализировать и интернет магазины, а нужен ли бумажный чек или где должен стоять фискальный регистратор – прояснить забыли, не учли ситуацию с дефицитом нового необходимого оборудования и т.д».

А также:
Когда будет следующий кризис

20.10.2017

Когда будет следующий кризис

Автор / Герман Каплун

Правила питчинга

18.10.2017

Правила питчинга

Автор / Любовь Симонова