14 Марта 2017 / Мнение

Антон Арнаутов, Fintech Lab: «Мы интегрируем стартапы с банками» 

Антон Арнаутов, Fintech Lab: «Мы интегрируем стартапы с банками»
Партнерский материал

Руководитель первого отраслевого финтех-акселератора Fintech Lab* Антон Арнаутов, отвечая на наши вопросы, объясняет, почему эта площадка будет одинаково полезна и банкам, и стартапам, а также – как последним необходимо начать мыслить, чтобы финансовые структуры стали запускать с ними проекты.

Чем Fintech Lab отличается от акселераторов, которые занимаются финтехом

Хайп сейчас настолько велик, что за рубежом чуть ли не каждый второй день появляется новость о том, что запустилась новая акселерационная программа на тему финтеха. Условно их можно разделить на три типа. Первый – направления, посвященные этой теме, в рамках акселераторов общей тематики. Второй — акселераторы внутри банков, платежных систем или других крупных финансовых организаций. Третий тип - это коллективные программы, в которых участвует сразу несколько крупных субъектов рынка. В Австралии, например, в таком проекте принимает участие даже регулятор — это, кстати, последнее веяние. 

Теперь о том, чем отличаемся мы. Любая специализированная программа, как в нашем случае, существенно отличается от «общей». Финтех — специфическая отрасль, гораздо более жестко регламентированная, связанная с ограничениями, например, в вопросах безопасности и compliance (соответствия требованиям регулятора). Поэтому любые проекты, рассчитывающие на интеграцию с банками и платежными системами, должны получить не просто общие знания о том, как развиваться, а экспертизу, связанную с внутренней спецификой отрасли, понять, на каком языке с ней надо общаться. Если стартап этому не научится, то просто не сможет стать банковским сервисом или решением. 

В этом мы и отличаемся от «общих» акселераторов: основное внимание программы сосредоточено именно на отраслевой специфике. Если у нас и будут какие-то общие предметы, то немного. Мы не собираемся работать по классической венчурной модели развития, нацеленной на последующие подъемы стартапом раундов. Наша задача — научить их строить бизнес с банками. Еще одно принципиальное отличие Fintech Lab — у нас стартапы получат опыт общения не с одним потенциальным заказчиком, а сразу с несколькими.   

Это очень важно — мы нацелены в первую очередь на то, чтобы на выходе получить проекты, которые готовы к интеграции с банками. Мы в этом смысле не столько даже акселератор, сколько интегратор. Наша задача, повторюсь, не привлечение нашими командами новых раундов инвестиций, а поиск вариантов интеграции с реальными финансовыми структурами. 

Какие технологические темы интересуют российские банки

Этот перечень включает самый широкий спектр: от big data до скоринга, от идентификации до платежей и сервисов для малого и среднего бизнеса, от лояльности до геймификации, и т.д. (полный список тем см. здесь: fintech-lab.ru) Именно это нам и предстоит узнать в ходе нашего трехмесячного эксперимента: какие темы в действительности востребованы.  При отборе стартапов в акселератор и уже потом, ставя им задачи, мы будем «уточнять» общие темы, рассматривать конкретные потребности, для удовлетворения которых может быть развита та или иная технология.

Существует мнение, что банки отдают на аутсорс те инновационные темы, с которыми сами не могут справиться. Конечно, это не так: в любом крупном банке работает целая армия программистов — 500, 1000 человек, есть даже банки, где счет идет ни на одну тысячу. По своим ресурсам и профессиональным качествам они превосходят любой стартап.

Вопрос не в наличии ресурсов, а в том, что эти сотрудники занимаются решением каждодневных задач и проблем, которых, как водится, очень много. До инноваций руки не доходят. Когда приходит молодая команда с технологией, которая заставляет менять в банке процессы, смотреть на что-то по-новому, она может отторгаться по разным причинам. Изменить себя изнутри действительно сложно: банки, даже очень прогрессивные, органически тяготеют к бюрократизации, к жестким иерархическим отношениям. Стартапы в силу того, что они приходят извне, могут стать для банков агентами перемен. И совместно с ними банк может создать альтернативные технологические решения. 

Принцип самостоятельного отбора тем банками-участниками: почему это работает

Мы делаем программу вместе с нашим стратегическим консультантом компанией Accenture. Коллеги уже около 5 лет проводят похожие программы в Лондоне, Гонконге и Нью-Йорке. Они рассказывали нам, как менялись приоритеты в программах со временем. Изначально они отталкивались от технологий, с которыми к ним приходили стартапы, и уже их показывали банкам-партнерам. Сейчас, напротив, они идут от запроса банков, стараясь понять его заранее, и транслируют его стартап-сообществу.

Часто проблема стартапов в том, что они приходят и говорят: «У нас есть классная технология, а теперь придумайте, зачем она вам». Так это не работает. Другое дело, когда банк озвучивает конкретную потребность, и под нее ему предлагают решение. Здесь возможность последующей интеграции гораздо выше. 

Что банки получат на выходе

Хочется подчеркнуть, что наша программа нацелена как на стартапы, так и на банки, в то время как акселераторы обычно фокусируются только на развитии стартапов. В Fintech Lab участники с обеих сторон должны будут обмениваться опытом и искать общий язык, чтобы делать совместные проекты. Так обогатятся все: стартапы станут взрослее, поймут, что есть корпоративные процедуры, реалии, в которых банки существуют. Три месяца мы будем учить их, как правильно «продавать» себя заказчикам. А банки получат «прививку инновационности»: мы постараемся «прокачать» не одного представителя, как это бывает обычно, а вовлечь в работу акселератора людей на уровне топ-менеджмента.

Как научить ответственных за инновации в банках эффективно работать со стартапами

Здесь речь не только и не столько об «ответственных за инновации». Я бы сформулировал вопрос иначе: как научить банки делать реальные проекты со стартапами. Проблема в том, что несмотря на то, что в банках много людей, заряженных на создание инноваций, они все-таки существуют в условиях жестких корпоративных структур. Финансовые организации отлично умеют защищать наши деньги и самих себя от любого внешнего вторжения. И только если на уровне владельцев и топ-менеджмента существует понимание, что умение изменяться это жизненно важный навык, можно «заставить» такую структуру интегрироваться с внешним инновационным решением. Крупнейшие западные банки сейчас пытаются понять, как они будут существовать в рамках так называемой второй платежной директивы (PSD2, создает возможность для инноваций в платежах, однако накладывает на финансовые институты дополнительные технические обязательства — прим. ред.), когда им придется значительно «открываться».

Процесс идет достаточно сложно: часть банков старается всеми способами убедить регулятора, что это решение опасное и ненужное клиентам. А часть, как, например, Nordea, — не дожидаясь принятия решений, открывает интерфейс для создания бизнесов и сервисов с внешними инноваторами. Мы считаем, что это – принципиальное условие выживания в волатильной и постоянно меняющейся среде. 

* Стратегический консультант Fintech Lab — компания Accenture. Партнеры — банки  ВТБ24, «АК БАРС», «Хоум Кредит», «Санкт-Петербург» и платежная система MasterCard. Подробнее  о наборе в акселератор можно узнать здесь. Заявку можно отправить по этому адресу fintechlabrus@gmail.com 


А также:
Юридические риски ICO

23.06.2017

Юридические риски ICO

Автор / Антон Антич

Правильная модель посевных инвестиций

19.06.2017

Правильная модель посевных инвестиций

Автор / Константин Синюшин