27 Июня 2013 / Мнение

А пресс-релиз опубликуете? Нет 

Дмитрий Фалалеев Автор / Дмитрий Фалалеев
Издатель Firrma
А пресс-релиз опубликуете? Нет

Вчера мы с Андреем Горяновым (Slon.ru) и Николаем Кононовым (Hopes and Fears) выступали перед портфельными компаниями РВК – на тему того, как стартапам правильно общаться с прессой. Раньше мне казалось, что это довольно нудная и банальная тема, но учитывая, сколько народу ко мне обращается за советом и сколько странных писем я получаю каждый день в почту от «пиарщиков», я уже засомневался, что прав. И набросал на базе вчерашнего разговора несколько примитивных, но действенных советов – тем, кто пытается продвигать свой стартап. Советы, кстати, универсальные и помогут не шокировать любое нормальное медиа.

1. Не стоит надеяться, что «ковровая бомбардировка» пресс-релизами или любыми другими стандартными текстами принесет хорошие плоды. Если их поставят «как есть», то только в медиа, которое не очень парится над качеством (или формат подразумевает, что тексты ставят as is). Если вас это устраивает, то забудьте совет. Если нет, ищите индивидуальный подход к каждому. А во многих медиа, кстати, пресс-релизы не читают вообще. Не могу сказать, что я их не понимаю (хотя сам читаю всегда).

2. Вот уж самый странный, на мой вкус, совет в 21 веке – не надо просить «разместить» статью. Ну, мы все понимаем, что это значит за деньги тиснуть ваш текст без пометок «на правах рекламы». Вы сами хотите читать на любимых лично вами ресурсах «джинсу»? Станете ли вы больше их после этого уважать или доверять им? Едва ли. Проще придумать вместе с ресурсом честный и интересный коммерческий проект.

3. Кстати, да. Не хочу никого обижать, но через 99% релизов продраться это целый вызов. Очень тяжело читать, даже если там есть что-то любопытное, надо постараться это найти. Релиз, конечно, не должен быть произведением искусства, поместите в него только основные мысли, написанные лаконичным языком. Это, кстати, неплохо получается у Runa Capital.

4. Не надо строить искусственные барьеры между собой и ресурсом («пришлите список вопросов», «надо обсудить с нашим СЕО»). Пока вы небольшая компания, наслаждайтесь этим. Оперативность ваше преимущество. Если ваш фаундер может быстро прокомментировать что-то в «Фейсбуке», отлично. Страх сказать что-то лишнее сильно преувеличен. Навскидку я не могу вспомнить ни одной поучительной истории на эту тему – пока вы не компания, торгующаяся на NASDAQ, никто не будет под лупой изучать ваши высказывания, чтобы раздуть сенсацию.

5. Полезный в свете последних событий совет: если вы облажались и об этом стало известно рынку, не пытайтесь делать хорошую мину при плохой игре. Люди не такие дураки, как хотелось бы. Сыграйте на опережение, расскажите (но один раз – никто не хочет десять раз слушать о ваших неудачах) о ситуации простым и понятным языком. Ну, раз уж все знают. Не обязательно вдаваться в детали – тем более, что реальные причины все равно замалчиваются, а заведомо дурацкие объяснения только посмешат всех. Да, люди все-таки не дураки.

6. Учите своего лидера (или лидеров) общаться со СМИ самостоятельно – это в любом случае ему пригодится. И не бойтесь его отдавать на «растерзание». Яркий интересный основатель это даже больше, чем половина успеха, особенно для молодой компании. Здесь как в общении с инвестором – человек часто важнее идеи. Руслан Фазлыев, Егор Руди, Максим Фалдин и Камиль Курмакаев, Серж Фаге и Кирилл Махаринский – отличные живые подтверждения.

7. Совсем универсальная рекомендация – прежде чем предлагать что-то (или кого-то) медиа, ответьте себе на простой вопрос: а вы сами хотели бы узнать об этом, не продвигай вы этот проект? Ну, будьте же честными с собой. Так что не надо пытаться распиарить фигню и что-то нам впарить. В конце концов, даже если мы дураки и поведемся на это, то читатели точно разберутся и нужного вам эффекта вы не достигнете. Ну, станете фигурантом очередного мема.

8. Узнайте, с кем вы общаетесь. Казалось бы, смешно слышать. А вот вчера мне написала девушка из агентства (оно ведь наверняка представляет какие-то молодые проекты), которая спросила, «интересует ли меня тема стартапов». Ну как я потом буду относиться к ее «предложениям», если она даже не потрудилась узнать, куда обращается?

И напоследок совсем банальная мысль – ищите индивидуальный подход к тем медиа, которые вам интересны. Конечно, не хочется, но воспринимайте это как часть бизнеса. Тем более, что так оно и есть.  

Комментарии