17 Июля 2013 / Мнение

8 критериев, по которым надо оценить потенциального инвестора 

Артур Баганов Автор / Артур Баганов
Артур Баганов – CEO инвестиционно-консалтинговой компании Global TechInnovations.
8 критериев, по которым надо оценить потенциального инвестора

Поговорка «не все то золото, что блестит» в интерпретации руководителей стартапов выглядит как «не все то полезные деньги, которые готовы предложить инвесторы». Увы, пока не все основатели проектов понимают это. Сегодня для многих технологических предпринимателей очевидно, что привлечь инвестора – первое, что должен сделать любой бизнес. Такая переоценка финансовых ресурсов в жизни стартапа приводит к тому, что стартап привлекает «неправильного» инвестора, который больше вредит проекту, чем помогает ему.

Хочу дать стараперам несколько советов, которые не дадут им совершить такой ошибки. Считайте список вопросов ниже «экспресс-тестом» на вашу «совместимость» с тем или иным венчурным фондом/инвестором.

1. Есть ли у инвестора опыт и экспертиза в той сфере и на том рынке, которому адресован ваш стартап?

2. Какие ресурсы есть у инвестора, которые могут быть полезны для развития вашего стартапа, кроме денег? Денег на венчурном рынке сейчас очень много, но мало капитала. Между двумя этими понятиями огромная разница. Уверяю, куда важнее денег для стартапа (особенно на ранних стадиях) экспертиза, связи инвестора и возможность выйти на партнеров и потенциальных заказчиков.

3. Проанализируйте прошлые вложения инвестора: какие из них были в похожей сфере или рынке и как они сейчас развиваются? Истории успеха инвестора?

4. Есть ли у инвестора опыт выходов? Если инвестор смог продать проект стратегу или инвестору рангом выше – возможно, вы сможете пройти тот же путь.

5. Если есть возможность пообщаться с другими компаниями/предпринимателями, которые были проинвестированы этим инвестором, – узнайте, какой уровень поддержки был оказан со стороны инвестора.

6. Согласен ли инвестор войти в совет директоров стартапа? Это определяет уровень поддержки и вовлеченности его в проект.

7. Просчитайте чистую стоимость активов инвестора. Точно определить цифру, скорее всего, у вас не получится, но важно понять, достаточно ли у инвестора средств для вашей поддержки. Например, по западным стандартам у инвестора должно быть ликвидных активов в 7-10 раз выше суммы инвестиций в проект. Так, если вы ищите $50 тыс., то у ангела должно быть ликвидных активов на $500 тыс. – то есть легко можно конвертировать в кэш в краткосрочной перспективе. Это важно, потому что при выборе инвестора вы в идеале выбираете того, кто сделает ваш бизнес сильнее. А если инвестор будет жить в постоянном страхе потерять вложенные деньги, это не всегда может продуктивно сказываться на развитии стартапа. То есть очень важно узнать как можно более достоверно, что инвестор «может себе позволить» инвестиции в ваш проект.

8. Как партнерство с инвестором может сказаться на вашей репутации? Одно дело найти компромисс с целью развития бизнеса, другое отказываться от своих ценностей и принципов из-за денег. По второму пути идти не стоит. Не сбрасывайте со счетов репутационные риски, подумайте: будут ли у вас проблемы с привлечением последующих раундов инвестирования, если вы вступите в сделку с выбранным инвестором?