25 Июля 2013 / Мнение

Выбор за вами: контроль или «что-то большое» 

Артур Баганов Автор / Артур Баганов
Артур Баганов – CEO инвестиционно-консалтинговой компании Global TechInnovations.
Выбор за вами: контроль или «что-то большое»

Один из главных критериев, который интересует инвестора, рассматривающего возможность инвестиций в тот или иной стартап, – это его «жизнеспособность», она напрямую влияет на снижение рисков. «Жизнеспособность» прежде всего подразумевает способность команды реализовать проект, привлечь пользователей или первых платящих клиентов. Так что, отправляясь на встречу с бизнес-ангелом или подавая заявку в очередной венчурный фонд, проанализируйте, готов ли ваш стартап к привлечению финансирования с точки зрения его «живучести»? Ведь, хотя часто предприниматели считают, что инвестиции – решение всех проблем бизнеса, это далеко не так.

Какие этапы должны быть пройдены, чтобы вы могли быть уверены, что ваш бизнес «готов» для привлечения инвестиций?

1. Вы знаете своих пользователей/клиентов лучше, чем кто-либо другой.

Это самое ценное, что есть в вашем арсенале для развития успешного бизнеса. Но чтобы очень хорошо знать свою целевую аудиторию, одних опросов недостаточно. Нужно общаться с ней, причем постоянно, нужен постоянный фидбек от пользователей. А это очень небыстрый и трудоемкий процесс.

2. У вас есть продукт.

Не ходите по инвесторам, пока не создадите продукт. Есть, конечно, исключения (и об этом мы поговорим позднее), но если у вас за плечами нет опыта создания успешного бизнеса, или вам требуются миллионы долларов на создание прототипа, даже не думайте идти в фонды до тех пор, пока у вас нет рабочей версии продукта/сервиса.

Сейчас, правда, венчурная модель значительно меняется – с появлением «супер-ангелов», поднять деньги стало намного проще. Но эта история скорее про Запад, а у нас в России пока успешных примеров такого рода практически нет.

3. Есть первый traction.

Наличие продукта и глубокое понимание своего целевого рынка, знание своих пользователей – это уже полпути к созданию traction. Но если на данный момент пользователи еще не стали repeat users, делайте все, чтобы они стали ими. Признаки traction: сарафанное радио, рекомендация сервиса друзьям, ранние пользователи и евангелисты продукта/сервиса, упоминание в блогах, СМИ (причем постоянное), платные пользователи/клиенты. Поскольку у инвестора всегда есть выбор между многими стартапами, то выбирать он будет компанию с traction (и то, что сервисом пользуются ваши друзья, не считается).

4. Вам, вообще говоря, может быть, не нужны деньги.

Здесь я имею в виду, что вы можете самостоятельно своими силами развивать бизнес. Или у вас есть альтернативы – другие источники финансирования (возможность взять кредит, продать квартиру и т.д.). Часто из-за преждевременного желания привлечь внешнее финансирование предприниматели тратят слишком много времени на поиск инвестора, вместо того, чтобы разрабатывать продукт и узнавать клиентов. Кроме того, привлечение инвестиций – это переговорный процесс, и у вас должны быть запасные варианты. Сами же инвестиции нужны для быстрого роста и масштабирования.

5. Вы сами понимаете, во что ввязались.

Не пытайтесь привлечь финансирование, если вы полагаете, что вам удастся сохранить контрольный пакет. Привлечение инвестиций – первый шаг к тому, чтобы потерять контроль над бизнесом – вы это должны понимать. Начинается все с доли в уставном капитале и представительства в совете директоров. Дальше – если вы привлекли один раунд, привлечете и следующий (при условии, что у стартапа действительно есть market fit), и если на первом вас условия устраивают – что будет на втором, на третьем? Если вам некомфортно на самой первой стадии, не продолжайте.

Или do the gut check прежде, чем продолжить идти по венчурному пути. Вопрос, который вы должны постоянно себе задавать: хочу ли я построить что-то большое или хочу сохранить контроль? Если вам нужен контроль, скорее всего путь VC не для вас. 

Комментарии