31 Июля 2013 / Мнение

Стартап-мероприятия: и все-таки нужны 

Александр Наследников Автор / Александр Наследников
Александр Наследников – предприниматель, основатель проекта Gbooking.
Стартап-мероприятия: и все-таки нужны

Итак, продолжаем начатый разговор – вот еще несколько практических советов по поводу того, как стартапу ускорить процесс привлечения инвестора в компанию. Сегодня чуть подробнее о наших набитых «шишках» и, наоборот, положительных достижениях в плане стартап-ивентов и нетворкинга.

Соревнования стартапов

Раньше я считал, что стартапы должны соревноваться не в зале, а на целевых рынках, и такие мероприятия, кроме как потрафить эго фаундеров, ничего больше не приносят. Я полагал, что порядочный инвестор не будет ходить по таким мероприятиям – ему лучше в офисе почитать с десяток заявок в день, чем куда-то переться.

Я заблуждался.

Такие мероприятия дают уникальную возможность «пропитчить» свой стартап аудитории, которая готова слушать. И эту возможность нельзя недооценивать. Рассказать идею лично за две минуты инвестору в тысячи раз лучше, нежели прислать ему ещё одно нудное письмо. Увидеть своих конкурентов воочию и сделать их партнёрами, получить качественную обратную связь от понимающих людей, поднатореть в опыте представления проекта публично – лишь краткий перечень преимуществ.

Далее из личного опыта. В конце 2011 года, не получив обещанные инвестиции от так называемого «файндера» (кстати, по вполне объективным причинам), я решил попробовать свои силы на WebReady. Цель была выполнена на 98%. Мы пробились в финал, нас заметили инвесторы, в том числе «Яндекс», от которого мы и получили сид, a впоследствии и партнёрские отношения. Почему не на 100%? Мы не заняли первое место, которое изначально было для нас целью номер 3. Там же мы познакомились с инвесторами следующего раунда и другими партнёрами.

Позже, набрав опыт выступлений в Америке и России, мы заняли первое место на конкурсе «Лучший креативный стартап» на дизайн-заводе «Флакон», что позволило нам познакомиться с Павлом Черкашиным, который тоже стал одним из инвесторов нашей компании.

В России и за рубежом есть множество таких мероприятий. В России из постоянных я бы выделил WebReady и «БИТ» (который так же имеет региональные представительства), в ближнем зарубежье стоит отметить Slush.

Networking and start-up events

Но соревнования требуют определённых временных затрат, да и они не проходят каждый день. В нашем деле главное – это нетворкинг, и как альтернатива его можно развивать, просто появляясь в качестве гостя на любых мероприятиях, на которых присутствует ваша целевая аудитория (инвесторы, партнёры, клиенты, профессионалы в нужной области и т.д.). Можно прийти в качестве в гостя на то же соревнование.

Поднимая свой первый стартап, у меня получалось практически с каждой из таких встреч притащить пригоршню интересных контактов, некоторые из которых потом превращались в наших клиентов.

С GBooking эта стратегия тоже работала. Так, например, с Игорем Рябеньким, нашим Lead investor, мы познакомились на вечере, организованным Start-up Monthly в «Сколково».

Файндеры

Кстати, о файндерах.

Внимание! Написанное ниже выражает моё сугубо личное мнение и ни в коем случае не должно задеть немногих настоящих профессионалов, действующих в этой области.

Файндеры, или дословно «искатели денег», часто обещают вам быстрые деньги за какие-то «жалкие» 5% от компании и 5% от суммы инвестиции. Я против этого, и вот почему. Во-первых, как правило, эти люди зачастую не несут никакого added value, то есть их рекомендация ангелу либо фонду не заставит инвестора автоматически вложиться. В нашу эпоху глобализации вы и сами сможете попасть к инвестору на приём. Во-вторых, инвестор не обрадуется, если вы вдруг решите отдать 5% от его денег неизвестно кому. В третьих, непрофессиональный файндер может даже навредить, если он будет рассылать ваше документы всему миру, спамя инвесторов, для которых ваша компания ещё сыра.

Совсем по-другому выглядит, если человек, который либо ваш хорошо знает, либо досконально изучил вашу компанию, решает помочь вам закрыть сделку либо свести с нужным человеком. Тогда это и увеличивает ваши шансы на успех, да и выглядит совсем по-другому. В этом случае вознаграждение может быть уместно, но вы сами вправе решать, сколько и чего давать в зависимости от вложенных ресурсов и значимости сделки.

Конечно, есть исключения. Действительно, существуют люди с отличными связями, которые могут привести вас в те места, куда бы вы сами никогда не попали, или дать рекомендацию, без которой никак. И они берут за это вознаграждение, что тоже понятно. Но, как говориться, опасайтесь подделок!

Как отличить непрофессионального файндера:

· Готов взяться за поиск инвестора для вашего проекта, не вникая в детали.

· Даёт обещания, что сможет быстро закрыть сделку.

· Говорит, что является единственным/лучшим/эксклюзивным представителем инвестора.

· Предлагает сложные и непонятные сделки с госструктурами.

Это не все, чем бы мне хотелось поделиться по поводу эффективного привлечения инвестиций в стартап, исходя из своего личного опыта фандрайзинга на венчурном рынке. Так что: не «переключайтесь».