5 Августа 2013 / Мнение

Как развивать стартап за МКАД  

Александр Журба Автор / Александр Журба
Александр Журба – сооснователь акселератора TexDrive и фонда Genezis.
Как развивать стартап за МКАД

Вы удивитесь, но в России стартапы существуют и за МКАД, и за Петербургской кольцевой. В последнее время я довольно много езжу по нашей необъятной родине и вижу в городах-миллионниках очень хорошие проекты, некоторые из которых мы взяли в портфель Genezis Capital. В федеральных инкубаторах и акселераторах частенько оседают стартапы, рискнувшие всей командой переехать в одну из двух российских столиц. Но на самом деле, учитывая отсутствие географической привязки хайтек-бизнеса к конкретной территории, развивать успешный бизнес можно где угодно. Но все же то, как стоит работать и фандрейзить стартапам из регионов, несколько отличается от «классической» активности руководителей компаний в Москве. Сегодня – несколько слов об этой разнице.

Для начала: по моему опыту, стартапы в регионах обычно наиболее трезво оценивают ситуацию. Если в Digital October от стартаперов с протянутой визиткой я частенько слышу о «технологиях, которые изменят весь мир», то вне Москвы люди в основном мыслят конкретными перспективами и конкретными объемами потенциального рынка. Близость к реальности для стартапа – огромный плюс. С другой стороны, нередко стартаперы в регионах недооценивают свои возможности и, замкнувшись в своем мирке, отказываются мыслить масштабно – хотя реально могли бы рассчитывать на больший успех.

Другая особенность стартапов «из провинции» это их привычка рассчитывать только на себя. В регионах нет примеров громких венчурных историй – потому стартапы вынуждены, во-первых, отчаянно бутстреппить, во-вторых – работать на то, чтобы их сервис начал зарабатывать как можно раньше. В итоге в разных городах я вижу много проектов, которые вышли на прибыль исключительно собственными силами. Такому подходу нужно поучиться очень многим московским ребятам, которые – давайте честно – нередко ходят по тусовкам и в плане развития своего бизнеса сильно не «дорабатывают».

Но как бы дела стартапа ни шли в гору, рано или поздно наступает этап масштабирования – когда обычно венчурные деньги необходимы. А вот с ними вне Москвы и правда туго. Что можно придумать, чтобы привлечь финансирование?

Во-первых, «холодные письма» на общий электронный ящик венчурного фонда или в «личку» управляющего фондом в соцсетях – вполне себе рабочий инструмент. Послание с краткой презентацией проекта от стартапера из Омска ничем не отличается от мэйла, который присылает глава московского проекта. Будьте уверены – если ваш стартап стоит того, чтобы в него вложиться, для хорошего инвестора не составит большой проблемы прилететь посмотреть на вас.

Во-вторых, посещайте мероприятия, на которых вы можете встретиться с инвесторами. Если, например, вы строите стартап в Томске, а в Тюмени на следующих выходных проходит Demo Day – не стоит упускать возможности «поймать» тех, кого бы вы могли увидеть только в Москве или Питере, в более близком регионе. Я знаю, что многие московские инвесторы охотно участвуют в специализированных поездках по стране, нацеленных именно на подбор конкретных проектов (самые известные из мероприятий такого формата – Russian Startup Tour и «Российский Техтур»).

В-третьих, старайтесь участвовать в различных рейтингах стартапов. Обычно попасть в них не очень сложно. Нужно просто держать руку на пульсе и вовремя отправить заявку с описанием проекта – эксперты-партнеры программы оценят вашу привлекательность. Да, мы, инвесторы, более внимательно приглядываемся к проектам из Russian Startup Raiting, рейтингов стартапов Forbes, PRUFFI и других. Причем важен ваш факт попадания туда, а не полученный рейтинг.

Если вам не удалось «зацепить» всеми этими путями столичных инвесторов – попробуйте другой путь. Вы могли бы найти в своем городе крупного отраслевого игрока, которому могла бы быть интересна ваша технология. Часто корпорации идут на финансирование сторонних проектов в рамках потенциально нужных им спинофов. При этом даже не сильно наседая в плане влияния на продуктовую и бизнес-стратегию. Просто для них это инвестирование в рынок. Очень показателен в этом смысле кейс RealTimeDoard – компании из Перми, которая, разрабатывая продукт для совместной работы пользователей с разных устройств, смогла привлечь финансирование от крупного разработчика онлайн-игр в своем регионе.

И еще. Не сбрасывайте со счетов человеческий фактор. Запрос в «Яндексе» «венчурные фонды в городе N» привел к нулевым результатам? Не опускайте руки – наверняка в регионе найдутся состоятельные люди – опытные бизнесмены или даже чиновники, – которые поверят в вашу технологию и захотят поучаствовать в прибыли. Может быть, эти люди и не узнают, что теперь они «бизнес-ангелы», но вы получите деньги для дальнейшего развития.