19 Ноября 2013 / Мнение

Полный lean 

Александр Журба Автор / Александр Журба
Александр Журба – сооснователь акселератора TexDrive и фонда Genezis.
Полный lean

В стартап-среде стала крайне популярной концепция lean startup, описывающая системный подход к разработке новых продуктов. Идея проста: не нужно стремиться сразу создать на 100% полную версию сервиса – важно вначале представить MVP (Minimum Viable Product) на суд пользователей, собрать фидбек и только «подлатав» продукт в соответствии с откликами первых потенциальных, выводить его на рынок. А еще лучше – тестировать спрос вообще без продукта. Все это правильно – не нужно направлять все силы в создание сложного продукта, чтобы потом выяснить, что он никому не нужен. Большинство российских стартапов хорошо уяснили этот принцип. В их стратегии – сделать сайт или мобильное приложение с работающими «кнопками», убедиться в том, что продукт с таким набором функций вызывает интерес у аудитории – и…. А вот на следующий ментальный шаг, увы, хватает немногих. И шаг этот не в бизнесе как таковом, а в подходе к бизнесу. Предприниматели понимаю, что разработка должна быть lean, но не понимают что вообще весь бизнес, все его составляющие должны быть lean.

Стартапы снимают дорогие офисы. Или закупают всем сотрудникам по MacBook. Или едут всем коллективом в Таиланд. Или тратят деньги на то, без чего вообще можно обойтись. Это все – не более чем уловки и самообман, чтобы не решать реальные задачи. Людям важна обстановка, пафос – им сложно поверить, что можно сделать крутой продукт, работая дома перед ноутбуком в растянутых «трениках». Хотя реально множество действительно прорывных стартапов начинали именно в столь прозаической атмосфере. Те же, кто не могут отделить главное от второстепенного, не привыкли экономить деньги, даже когда они заканчиваются, у таких людей не всегда приходит понимание, почему дорогие костюмы или встречи в фешенебельных ресторанах – это «мишура» и делу не помогает.

Кстати говоря, та же болезнь свойственна не только IT-стартапам. Я просматриваю множество презентаций стартапов из биотеха или промтеха, которые против того, чтобы заказать производство в Китае или арендовать производственную линию на российском заводе. Вместо этого они просят у инвесторов десятки миллионов долларов на строительство собственного «правильного» завода. Потому что «там вы выглядим как серьезная компания». И обивают пороги венчурных фондов такие команды годами.

Выход один – разобраться с тем, что есть суть и что есть форма. Например, суть бизнеса любого интернет-магазина – найти покупателя на товар, принять деньги и привезти его клиенту. Все, это суть. Если вы увлеклись отшлифовкой красивого интерфейса на сайте или тратите деньги на фирменные кепки для курьеров, которые вручают вашим покупателям посылку, вы инвестируете деньги и свои силы в не ключевые аспекты бизнеса.

Словом, не пытайтесь пустить пыль в глаза и не тратьте деньги на то, что денег не приносит. Нет ничего зазорного в том, что стартап – бизнес, только поднимающийся на ноги, – и вы вынуждены бутстреппить.