25 Ноября 2013 / Мнение

Где люди с горящими глазами? 

Александр Журба Автор / Александр Журба
Александр Журба – сооснователь акселератора TexDrive и фонда Genezis.
Где люди с горящими глазами?

За последние годы в российском стартап-сообществе действительно началось движение. Различные события и мероприятия — профессиональные «тусовки», где стартаперы могут пообщаться, потренироваться делать «питч», получить советы экспертов. Вообще говоря, стало понятно, где найти деньги, если у тебя есть идея. Теперь, строго говоря, всё зависит от активности самого стартапера. Не хватает знаний — пообщайся с экспертом, книжки почитай. Не хватает денег — будь готов доработать бизнес-модель или продукт. Такая ситуация на рынке сложилась во многом благодаря усилиям государства и институтов развития. Однако у меня большие сомнения, что вектор господдержки инноваций выбран верно.

Действия институтов развития направлены на борьбу не с причинами тех или иных негативных реалий рынка, а на их следствие. Не умеют люди писать бизнес-планы – давайте наймем консалтинговую компанию, которая будет делать это за деньги основателей стартапов. На венчурном рынке не хватает денег – давайте зальем его грантами и субсидиями. Получается, что хотя и на российском стартап-рынке происходит много хорошего, если присмотреться к ситуации пристальнее, можно увидеть: стране не хватает предпринимателей, которые готовы были бы трудиться не покладая рук во имя своей идеи. Нам нужны люди с горящими глазами – ведь они, даже в самых ужасных условиях, найдут способ и написать бизнес-план, и найти деньги. Пусть путь таких стартаперов будет в разы сложнее, но, тем не менее, они смогут реализовать задуманное, независимо от окружающих их бизнес обстоятельств.

Это означает, что государству стоит популяризировать сам образ жизни предпринимателя. Пока же в эфир отечественных телеканалов в прайм-тайм ставят сериалы про бандитов или передачи для домохозяек. Я вообще не помню ни одной российской киноленты, которая бы рассказывала об успешных предпринимателях. У нас даже почти нет фильмов, повествующих о сильных духом спортсменах, колоссальным трудом добивающихся победы. Пожалуй, такую историю отражает недавний фильм «Легенда №17». А что на Западе? Ведущие кинокомпании снимают передачи и фильмы о «выстреливших» бизнесах, о достижениях спортсменов. Идея, сквозящая через эти работы, проста: если у человека есть мечта и он готов идти к ней, не жалея сил, времени и преодолевая препятствие за препятствием, рано или поздно он добьется поставленной цели. Может быть, поэтому в США как минимум треть населения занимается малым бизнесом, а у нас все еще считается подозрительным уйти с насиженного корпоративного местечка в self-employed бизнес.

Разумеется, обучающие курсы и образовательные программы – это полезно. Но ведь в бизнесе крайне важны личные качества предпринимателя: увлеченность, работоспособность, умение договариваться, готовность рисковать – всему этому не научить человека за партой. Способность мечтать воспитывается только красивыми примерами. Ее образ даже не всегда логичен и разумен, но он настолько красив, что к нему нельзя не стремиться. Можно устроиться в крупную компанию и жить на большую зарплату. А можно пойти своим путем, пытаться пробиться, но жить с постоянным ощущением риска: все усилия могут быть потрачены впустую. Выбор довольно сложный – он, опять же, упирается в вопрос наличия у людей мечты. А чтобы «продвигать» мечту в обществе, ее надо красиво «упаковать». Пока этим никто не занимается. Максимум – у нас есть отдельные семьи, где родители – люди, вырастившие собственные компании и заработавшие свои несколько миллионов рублей или долларов – рассказывают детям собственные жизненные истории.

Так что, думаю, институтам развития стоит переключить свою активность с создания условий (прекратить открывать все новые бизнес-инкубаторы и финансировать все новые конференции) на стимулирование мотивации людей заниматься развитием собственного бизнеса. Такая концепция позволит стимулировать развитие новой экономики не «по верхам», а на уровень глубже. Пока же государство, как неопытный врач, назначает больному лечение, направленное на борьбу с симптомами, а не с самой болезнью.  

Комментарии
Максим Никитин   26.11 00:32
Александр, обратите внимание на бизнес-реалити "Вызов" на РБК и телекомпанию "Успех". Процесс популяризации образа жизни предпринимателя запущен, дайте срок на раскрутку и распространение.