13 Ноября 2012 / Мнение

Краудфандинг - начало 

Конрад Уоттс Автор / Конрад Уоттс
Конрад Уоттс - сооснователь краудфандинговой платформы Fondomat.
Краудфандинг - начало
Недавно в Москве состоялась конференция «Будущее денег»*. Одним из самых интересных выступлений стала речь (иначе и не скажешь) Конрада Уоттса, зажигательного предпринимателя и сооснователя краудфандинговой платформы Fondomat. Вот самые любопытные тезисы Конрада касательно будущего краудфандинга, который он считает ни много ни мало индустрией.

Так сложилось, что в бизнесе много правил – не потому, что он авторитарен, а просто из-за того, что раньше было не так много понятных способов решения той или иной задачи. Сегодня по-настоящему вдохновляющий бизнес всегда креативен. Я не говорю о компаниях, работающих в сфере искусства. Я про те бизнесы, которые уникальны и креативны сами по себе и ломают сложившиеся правила. Так вот краудфандинг – это креативность.

Сейчас я заканчиваю писать роман. Вы спросите меня, а как вообще возможно одновременно работать над книгой и управлять компанией. Тут я могу привести в пример сэра Ричарда Бренсона, у которого это прекрасно получается – если не ошибаюсь, он написал уже десять книг. Когда я сам начал роман, у меня, естественно, была основная идея, но я не знал, куда она в итоге приведет. Я просто начал и все случилось само – органически, как бы из самого процесса написания. Поэт Роберт Фрост как-то заметил, что поэзия это когда эмоция находит «свою» мысль, а та – слова. Именно так.

Почему я вам обо всем этом рассказываю? Потому что это основа Краудфандинга. Никто, поверьте, не знает, куда движется эта новая индустрия и где она окажется, насколько успешной станет. Мы не изобретаем ее, а скорее, позволяем ей реализоваться. Краудфандинг рожден самой необходимостью, которую стало возможно удовлетворить с помощью технологии, а та, в свою очередь, наконец, нашла свою аудиторию.

Я верю, что это произошло в силу того, что Краудфандинг базируется на одном «гуманистическом феномене» – я имею в виду «мудрость толпы». Есть мнение, что большие группы людей на самом деле мудрее, чем каждый их представитель в отдельности. Растущий успех Краудфандинга непосредственно связан с этой гипотезой. Думаю, мы начинаем осознавать что-то очень большое и важное. Этот бизнес про то, как делать вещи лучше. Про то, как давать людям силу. Про то, как создавать.

Совсем недавно Краудфандинг был только лишь способом перечислить деньги на благотворительность в онлайне. Но потом стали появляться первые проекты, которые предлагали «донорам» награду за их помощь. Музыканты, представители киноиндустрии, писатели, артисты открыли для себя прекрасный способ общения с фанами и финансирования своего творчества, с помощью сайтов вроде нашего. А после этого и молодые компании осознали его удивительные возможности: никогда еще не было так легко поднять деньги, разработать, построить и продать продукт. Рынок начал влиять на процесс разработки так, как никогда еще до того не влиял. Неожиданно для себя молодой бизнес нашел понятный способ устранять риски и расти без страха долгов.

Ближайшее будущее индустрии Краудфандинга касается вложения в акционерный капитал. Истинная демократизация – в совместном владении акциями. Краудфандинг уже позволил новым бизнесам поднимать деньги, не дожидаясь, пока же они, наконец, станут «достаточно большими», чтобы выйти на рынок капитала. А сметливые инвесторы, если выражаться образно, получили возможность садиться в этот лифт на первом этаже. И искать интересные компании с большим потенциалом. Потенциалом, который на следующих стадиях развития даст больший возврат на инвестиции, чем если бы речь шла о привычном рынке капитала.

Мы с Джо Уэйкфордом основали Fondomat примерно год назад по нескольким очень простым причинам. Во-первых, мы с детства дружим и знакомы двадцать лет. Мы доверяем друг другу и понимали тогда, что у нас еще и разные способности, что поможет построить хорошие рабочие отношения. Во-вторых, мы оба – артисты. Джо профессиональный музыкант и продюсер, а я писатель. Каждый из нас прекрасно понимал те сложности, с которыми сталкиваются творческие люди и мы хотели облегчить им жизнь. Краудфандинг же был новой индустрией, к которой мы питали огромный интерес и в которую мы верили. В какой-то момент мы поняли, что в Чехии нет краудфандинговой платформы, да что там – в Восточной Европе вообще нет ни одной хорошей платформы – так и родился Fondomat.

В следующей колонке Конрад Уоттс расскажет, как они с партнером развивали платформу в своей стране.

*Гвоздем конференции стал приезд Ричарда Брэнсона. Firrma помогала организаторам вести ту часть мероприятия, которая была посвящена краудфандингу.

Комментарии